Война внесла свои коррективы
19 января 1915 года состоялось третье очередное заседание Тюменской городской Думы.
Повестку дня диктовало военное время. Еще осенью 1914 года член Государственной Думы А.С. Суханов поднял вопрос об устройстве санитарного поезда имени городов Тобольской губернии для больных и раненых воинов. Его инициатива нашла отклик в сердцах жителей губернии, и в самый короткий срок. Например, по городу Тюмени, было собрано 4000 рублей. Деньги были переведены Всероссийскому городскому союзу помощи больным и раненым воинам.
16 января 1915 года городской голова получил телеграмму от председателя Сибирского общества помощи больным и раненым воинам из Петрограда, предлагавшего вместо санитарного поезда вместе со Всероссийским союзом городов организовать «летучий врачебно-питательный отряд имени городов Тобольской губернии». Вопрос был предварительно рассмотрен Тюменским городским отделением Всероссийского союза городов. Поскольку деньги уже были перечислены в распоряжение Всероссийского союза, дальнейшие распоряжения зависели от него. Никаких возражений против нового предложения высказано не было.
Гласные поддержали решение Тюменского отделения союза и уполномочили его телеграфировать ответ в Петроград.
Следующий вопрос касался строительства хозяйственно-противопожарного водопровода, которое было осложнено условиями военного времени.
Вопрос о необходимости строительства нового водопровода впервые был поставлен еще в 1910 году. В ноябре 1913 года строительные работы начались и, по первоначальному предположению, к 1 января 1915 года должны были закончиться.
В июле 1914 года обычное течение жизни было нарушено начавшейся войной. Строительные работы первой очереди к началу 1915 года были почти закончены: проложены водопроводные сети, сооружен водоприемник, построены здания водопроводной башни и насосной станции. Осталось только техническое оснащение насосной станции. Машины для нее были заказаны посреднической фирме «Трек» в Петрограде. Их сборка происходила на заводах в Швеции. Владелец фирмы оказался германским подданным, с началом войны он был из Петрограда выслан и дело свое ликвидировал.
Для поисков решения вопроса в начале 1915 года в Петроград был направлен гласный Думы, член водопроводной комиссии К.А. Плишкин. После наведения соответствующих справок ему удалось выйти на инженера М.Д. Зафермана -уполномоченного бывшей фирмы «Трек», обещавшего выполнить обязательства по доставке машин, но с изменившимися сроками и по другой цене. Приняв во внимание, что из создавшегося положения других выходов найдено не было, городская управа согласилась с предложенными Заферманом условиями.
Сложность возникла и с котлами, заказанными фирме «Фицнер-Гампер» в городе Сосновицы, с самого начала войны занятого германскими войсками. Ничего определенного сказать об этом заказе не представлялось возможным. Чтобы привести в действие новые машины, необходимо было подыскать хотя бы один паровой котел достаточной мощности. Заказать его можно было бы в Москве, и уже к осени 1915 года городской водопровод мог бы функционировать и снабжать жителей чистой, фильтрованной водой.
Однако Заречная часть города с семитысячным населением и множеством промышленных предприятий (кожевенные заводы, судостроительные верфи, крупнейшая спичечная фабрика) оставалась без водопровода. Вопрос о необходимости проведения водопровода и в этой части города поднимался на заседании Думы еще в феврале 1914 года. По предварительно составленной смете на его обустройство требовалось около 35 тысяч рублей. Для полного окончания строительства задуманного сооружения с учетом дополнительных издержек по машинному обеспечению насосной станции городу требовалось еще около ста тысяч рублей. По мнению городской управы, получить эти деньги можно было бы путем займа у Ярославско-Костромского земельного банка на условиях долгосрочной ссуды с постепенным ее погашением.
Мнение управы было одобрено водопроводной комиссией и гласными городской Думы.