Чтоб снег таял, как масло
В Тюмени создана рабочая группа, которая изучает возможности применения в городе снегоплавильных установок.
О необходимости что-то пересмотреть в системе снегоуборки неоднократно говорили в прошлом году, когда природа дважды — в апреле и октябре, за 2-3 дня выдала месячную норму снега. Вывозить оперативно тысячи кубометров снега не всегда получалось, кроме того, транспортные расходы съедают значительную часть бюджетных средств. Некоторые подрядчики, чтобы сэкономить, пытались схитрить и устраивали снежные свалки где-нибудь в лесочке.
После бурного октябрьского снегопада в городе подняли вопрос о снегоплавильных установках -специальных устройствах, предназначенных для переработки снега. Принцип их работы прост: снежная масса измельчается, очищается от крупного мусора, а затем топится. Сбрасывается талая вода, как правило, в ливневую канализацию.
Технология не новая. Первые снегоплавильные машины появились в России в XIX веке, назывались они снеготаялками, были оборудованы дровяными топками, а перемещались на санях. Со временем примитивная конструкция стала сложным инженерным сооружением, работающем на дизельном топливе, газе или электричестве. Устройства функционируют также и при помощи отработанной воды из системы теплоснабжения. Могут быть как мобильными, так и стационарными. Преимущество первых в том, что их можно перемещать ближе к месту наибольшего скопления снега, использовать во дворах, парковых зонах, зато у вторых -выше производительность.
Современные стационарные снегоплавильные установки первыми начали использовать в Москве. Сейчас их там несколько десятков. Хорошо зарекомендовали себя эти машины в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
К слову, если в столицах в зимний период для обработки дорожного покрытия чаще используют химические реагенты, то в Новосибирске применяют пескосоляную смесь. Утилизация снега с примесями песка не предусматривалась, но местные кулибины конструкцию доработали. Теперь одна такая снегоплавильная камера может в час растопить до 60 тонн снежной массы с примесями песка.
Но к плюсам на бумаге обязательно добавляются минусы из реальной жизни. Связаны они и с особенностями эксплуатации установки, с сезонностью ее работы, с воздействием на окружающую среду, с бюджетными затратами.
Все эти и другие факторы сейчас и оценивает в Тюмени рабочая группа, созданная при городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта.
В первую очередь, специалистам надо выяснить, куда в нашем случае можно будет сливать талую воду. Если — в ливневку, то справится ли она, и не приведет ли ее засорение к еще большим проблемам весной? Если — в хозканализацию, то не увеличит ли это нагрузку на очистные сооружения? Надо определиться, какие снегоплавильные установки нашему городу нужнее — мобильные или стационарные. Кроме того, оценить все затраты, чтобы понять, сможет ли это приобретение стать для города действительно полезным и экономически эффективным.