Вся прелесть старины в одном музее
В музее изобразительных искусств работает выставка частной коллекции старинной одежды и современной жанровой и пейзажной живописи «Русская палитра».
Ручная вышивка золотой нитью, кружево, домотканая шерсть, -словом, целая коллекция русского женского костюма XIX — начала XX веков приехала к нам из Москвы вместе с художниками Марией Подкопаевой и Иваном Кирилловым.
Супруги окончили Московскую академию живописи, ваяния и зодчества. Они пишут пейзажи старых русских городков, жанровые зарисовки, реконструирующие народный быт столетней давности.
Работая в деревнях на пленэрах, художники увидели, что старинные костюмы и обычаи бытуют в российской глубинке и сегодня. Тогда и возникла идея создать собственную коллекцию народного костюма.
Сперва она планировалась как дополнение к живописи. Но коллекция росла, и теперь это полноценная часть экспозиции, которую живописцы возят по городам.
Иван Кириллов считает, что «ценность наших нарядов не только в старинности, а в том, насколько хорошо сохранилась многовековая традиция».
Возить по городам свою передвижную выставку — хлопотное дело для двух художников, у которых нет ни своего агента, ни менеджера. Они сами рассылали в музеи страны предложения об организации экспозиций, но часто получали отрицательные ответы. То есть, показать-то выставку музейщики не против, но часто не готовы помогать с ее транспортировкой. Так что список городов, где уже побывала «Русская палитра», впечатляет вдвойне. Тюмень — 17-й город, а до нее были Елец, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Пермь и многие другие. И везде зрители назвали экспозицию познавательной.
Да и для самих художников когда-то стало открытием, что тот усредненный вариант русской народной одежды, который нам то и дело показывают по телевизору, не существовал в реальности. Точнее — существовало бесконечное разнообразие фасонов и декора одежды и головных уборов. Сарафаны, поневы, андараки, шушуны, запоны — сегодня это юбки, кофты, запонки. Кстати, деревенские красавицы были еще более придирчивы к своему гардеробу, чем современные женщины: в приданом одной девушки было больше полусотни рубах, каждая из которых имела свое предназначение.
— По любому селу можно делать огромную выставку одежды настолько разнообразной, что неподготовленный зритель не поверит, что это может быть одежда всего одной хозяйки на весь круг ее жизни, — говорит Кириллов.
Надо сказать, что «Русская палитра» в разных городах — разная. Зависит это от залов, в которых располагают выставку. В музее ИЗО, например, оказались праздничные женские костюмы с сарафанами и поневами, платья, подпоясанные домоткаными шнурками и поясами, расшитыми бисером. Музей отлично вместил почти все картины художников и максимальное число костюмов.
Больше всего искусствоведов заинтересовало то, как удачно сочетаются живопись и костюмы, как они выглядят единым комплексом и дополняют друг друга. Действительно, интересно: модели художников нередко одеты в костюмы из коллекции, и одежду видишь сразу и на холсте, и на манекене.
Так, в первом зале постарались собрать картины с зимними сюжетами: катание с гор, снежные пейзажи, Масленица.
Во втором зале — манекены в нарядах, как модели на подиуме. Поневы, покрытые вышивкой, нарядные фартуки, головные уборы, украшенные золотыми нитями и цветными лентами. Примечательно, что каждый костюм — настоящий ансамбль: даже бусы из необработанного янтаря или дутого стекла. Похожим образом наряды хранились в сундуках их хозяек.
***
фото: «За чаем»;Такие разные костюмы.;Такие разные костюмы.