Столкновение с Левиафаном
В четверг информационные агентства сообщили: фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева официально назван номинантом на получение «Оскара» — как лучший фильм года на иностранном языке.
Чуть раньше картина из нашей страны (во второй раз, после «Войны и мира» Бондарчука) была удостоена «Золотого глобуса». А самой первой ее наградой явился приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, где «Левиафан» был представлен в основной конкурсной программе (сценаристами выступили Олег Негин и тот же Звягинцев).
Российская премьера назначена на 5 февраля. Хотя копия ленты с английскими субтитрами выложена в Интернете и доступна киноманам. Правообладатели не давали на то разрешения, а потому смело назову этот вариант картины пиратским. И, вероятно, в чем-то не совпадающим с тем, что нам предстоит увидеть на большом экране.
О самом прокате столь неоднозначной творческой работы могу говорить пока весьма осторожно.
С одной стороны, драматическая и даже трагическая история простой семьи, живущей у Баренцева моря и лишившейся в одночасье всего (дома, бизнеса, и не только), смогла тронуть киноакадемиков двух континентов. Объявлено, что фильм Звягинцева номинирован еще на премию Британской киноакадемии. О «Левиафане» сейчас говорят, много пишут — а это мощная реклама.
С другой стороны, лента эта совсем не детская, идет с грифом «плюс 18» — и, стало быть, часть публики, которая посещает кино чаще взрослых, сразу отпадает. Что касается остальных, то здесь у картины может быть достойная аудитория, если ее показ по каким-то причинам не будет ограничен. В картине присутствует острая социальная критика — я об этом, прежде всего.
Не скрою, у вашего обозревателя нет цельного впечатления о фильме — решил ограничиться пока несколькими большими отрывками, оставив свежесть восприятия для похода на премьеру. Но даже то, что увидел, смогло убедить, что это сильное по своему эмоциональному накалу, жесткое, даже пронзительное повествование. Где на монументальном, вечном фоне холодного моря разворачивается неравная схватка скромного работяги, пусть и не обделенного талантом, и местной власти.
У автослесаря Николая Сергеева (актер Алексей Серебряков) отнимают дом и мастерскую — лакомое местечко близ воды понадобилось тем, кто «держит район». Сергеев судится, но безуспешно. Ему пытается помочь старый армейский товарищ, а ныне московский адвокат (новая роль очень популярного после « Бригады», «Бумера» и «Тараса Бульбы» Владимира Вдовиченкова).
Под ударом оказывается и семья Сергеева — сынишка от первого брака Роман и жена Лиля (ее играет Елена Лядова).
Вот, если хотите, преамбула сюжета, который я знаю, но, разумеется, не раскрываю дальше.
Андрей Звягинцев говорит, что хотел придать своей истории как можно более мощное звучание -и отважился на своеобразную интерпретацию приключений библейского Иова, столкнувшегося с мифологическим чудищем Левиафаном. В этом названии, пришедшим из глубины веков, заключен и символ той части государственной машины, которая, на взгляд создателей фильма, поражена недугом алчности и вседозволенности.
Андрей Звягинцев сказал в одном из интервью: «Не то чтобы у нас была цель вступить в конфронтацию с властью или правительством. Вовсе нет. Мало того, картина поддержана Минкультом и Фондом кино». Режиссер пояснил свое кредо в показе социальных болезней: «Либо об этом не говорить вообще, либо делать это максимально открыто, честно».
… В картине звучит ненормативная лексика, и довольно много. Говорят, что в том варианте «Левиафана», что приготовлен для российской премьеры, она изъята. Сам режиссер отстаивал право на использование ненормативной лексики: «Мы очень избирательно подходили к мату в фильме, буквально к каждому слову. Но здесь он был необходим». Однако ради выхода в свет пришлось пожертвовать этой частью «русского устного».
Напоследок несколько слов о самом Звягинцеве для тех, кто не знаком с его творчеством. Уроженцу Новосибирска — 50 лет. Любопытно, что начинал он как актер, окончив соответствующие факультеты театрального училища в родном городе и ГИТИСа. Снялся, в частности, в такой известной комедийной ленте, как «Ширли-мырли», и телесериале о детективе Каменской.
«Левиафан» — его четвертая полнометражная работа в качестве режиссера. Гораздо раньше, в 2003-м, Звягинцев стал знаменит, собрав целый букет российских и международных премий за фильм «Возвращение».
***
фото: Афиша фильма.