X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Аккордеон поменял на лопату

Аккордеонист Кудайберды уже несколько лет убирает наши дворы. Говорит, что на родине, в Киргизии, он не заработал бы тех денег, что получает в России.

О своем музыкальном образовании (он понемногу владеет всеми инструментами, но лучше всего играет на аккордеоне и фортепиано) Кудайберды упомянул как бы между прочим, не переставая бросать лопатой снег.

— Ну, так у нас много таких: инженеры, стоматологи, учителя… Там копейки за их работу платят, а тут все равно побольше выходит, — поясняет мастер участка, которая как раз оказалась рядом. — Хотя сейчас со всеми этими изменениями и налогами даже не знаю, продолжат ли работать…

У Кудайберды и его земляка Бахадыра, который тоже работает дворником (а на родине учился на тракториста) еще не истек срок разрешения на работу, которое они оформили в прошлом году. Осталось четыре месяца. А что потом?

Кудайберды сказал, что экзаменов они не боятся — учились в русской школе, а о ежемесячном налоге, который придется в дальнейшем платить за патент (без нескольких копеек четыре тысячи рублей), он пока старается не думать. Потому что если думать — совсем грустно получается. В среднем в месяц за уборку одного двора (а зимой только один и успеваешь убирать) дворник, как сказала мастер, получает 9000 рублей…

СОБИРАЙСЯ, НАРОД, КТО В ДВОРНИКИ ПОЙДЕТ?

Пока пыталась выяснить, обернется ли ужесточение законодательства о трудовой миграции потерей львиной доли рабочих — на примере дворников, — наткнулась на несколько версий дальнейшего развитий событий.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ, ПАТРИОТИЧНАЯ

Ее озвучили еще в конце прошлого года на тематической пресс-конференции представители областного департамента труда и занятости. Мол, если иностранные рабочие не захотят получать патент по новым правилам, испугавшись связанных с этим сложностей, то будем готовить — в том числе, и за счет бюджета — своих специалистов: маляров, штукатуров, стропальщиков, монтажников, электросварщиков, поваров и далее по списку. В этой связи говорили также, что изменения в Федеральный закон от 25.07.02 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для того, вообще-то, и были внесены, чтобы упорядочить и несколько уменьшить поток иностранцев в страну и расчистить поле трудовой деятельности для граждан России.

Признаюсь, не представляю себе картинку, как выходец, скажем, из Средней Азии силком забирает из рук российского гражданина лопату, лишая его тем самым куска хлеба. Ну, да мало ли — может, и такое когда-то где-то было. Не в этом суть.

Катя Христозова

А суть в том, что большинство управляющих компаний, которые я обзвонила с вопросом — сократилось ли у них в наступившем новом году количество иностранных рабочих? — с готовностью рапортовали, что у них-де таких и не было никогда. Все свои, чисто российские: и дворники, и технички, и сантехники, и электрики! И что бы там ни случилось с потоком иностранцев — хоть пусть он вообще иссякнет, — мы не пропадем!

То ли я не в те компании звонила, то ли у меня, а еще у фотокорреспондента Екатерины Христозовой обман зрения приключился, но вчера на пять иностранных дворников мы увидели одного, так сказать, нашего.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ, МЕНЕЕ РАДУЖНАЯ

Вообще, вчера во дворах жилых домов было оживленно: трактора сгребали снег, дворники помогали технике, а процесс контролировали мастера участков.

С ними-то — людьми, работающими непосредственно на земле, — мы и перекинулись несколькими словами о том, как на их взгляд обстоят дела.

— В прошлом году в январе в нашу компанию иностранцы в очередь выстраивались, чтобы получить работу. Сейчас глухо. Дорабатывают те, у кого осталось разрешение с прошлого года, а что потом — не знаем.

— Уже несколько парней уволились, уехали на родину. Самое главное, такие работящие ребята! Жалко.

— Кто, наши работать пойдут дворниками? Ой, да не смешите! Есть, конечно, и такие, но их единицы, остальные или ленятся, или пьют. Вон, я уговаривала одного выйти свой двор убирать, говорю: «Ты на пенсии, времени полно, здоровье есть, неужели деньги лишними будут?» А он отмахивается: «Еще не хватало дворы мести!» Вот такое отношение к работе.

Так, между делом, открылась и причина нестыковки, почему в большинстве управляющих компаний в штате числятся свои дворники, а на улицах полно дворников иностранных. Вторых часто трудоустраивают неофициально, даже если у них есть разрешение на работу. Так что статистика в этом вопросе — практически ничто.

Реальное представление о том, лишились ли мы дворников, можно будет получить, только выйдя в один день из дома и завязнув в сугробе. Потому что Кудайберды уволился, а Вася (Петя, Вова, Слава.) на работу так и не устроился.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ — РАНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Начальник отделения по вопросам трудовой миграции областного УФМС Ольга Алексеева не готова пока разделить ни оптимизма, ни скепсиса по этому поводу. Говорит, что многие трудовые мигранты продолжают пока работать по разрешениям, которые им выдали еще в прошлом году, а документы на получение патента по новым правилам еще никто не сдавал по вполне объективной причине — на сбор этих самых документов требуется некоторое время.

— Но иностранные граждане все равно приходят к нам, консультируются, — рассказывает Ольга Александровна. — Статистики, сколько к нам обратилось за консультацией, мы не ведем, однако людей было достаточно. В основном, все они уже более или менее представляют, что необходимо для получения патента, и задают лишь уточняющие вопросы. Говорить о том, сократилось ли число иностранцев, желающих работать в России, а в частности, в Тюменской области, можно будет, когда уже начнем принимать заявления на патенты.

ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ — ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

В Центре адаптационных практик и тестирования Тюменского госуниверситета, между тем, уже начали принимать у трудовых мигрантов комплексный экзамен на знание основ русского языка, истории России и права. Первая группа экзаменуемых, правда, была небольшая — всего семь человек, с заданием они справились. Теперь ждут сертификатов, которые должны будут прислать из Москвы (из РУДН).

По словам доцента кафедры общего языкознания ТюмГУ Татьяны Рацен, не все иностранцы, которые приходят узнать о том, когда и в каком порядке можно сдать экзамен, чувствуют себя готовыми к покорению орфографии, грамматики и азов правоведения. Многие с трудом говорят на русском языке — что есть, то есть. Но, тем не менее, в центре прогнозируется наплыв иностранцев. Очень многие изъявили-таки желание испытать свои силы.

Тесты будут проводиться по нескольку раз в неделю: в понедельник, среду и пятницу, в офисе на улице Тимофея Чаркова, 8-б.

— А вообще, мы, конечно, советуем иностранцам пройти перед экзаменом обучающие курсы, -говорит Татьяна Рацен. — Цена курсов зависит от того, из скольких человек соберется группа. Чем больше людей, тем дешевле. Впрочем, тесты можно найти и на сайте университета и подготовится к экзамену самостоятельно.

… Аккордеонисту Кудайберды, с которым мы познакомились вчера, вероятно, так и придется сделать — готовиться к экзамену самостоятельно в свободное от работы время. Он намерен продлить свои трудовые отношения с Россией.

***
фото: Кудайберды.;Кудайберды.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта