12 разгневанных пациентов
Много раз в моем присутствии знакомые, малознакомые и вовсе не знакомые мне люди в красках описывали, как строго они спросили бы с начальства станции скорой помощи за всевозможные прегрешения, попадись им это самое начальство в руки.
В ход шли «леденящие душу» истории из разряда: врач, спешащий к дедушке с сердечным приступом, отказался надеть бахилы, предоставленные бабушкой. Вердикт известен: уволить грубияна, не ценящего чужих стараний. Я уже не говорю о бесконечных жалобах на «опоздания» скорой помощи, которая сперва едет к пациенту с ножевым ранением, а только потом к тому, кто уколол иголкой палец.
Но вот настал час икс — на станции скорой помощи устроили День открытых дверей, и каждый тюменец, недовольный работой учреждения, мог прийти и высказать свое фи прямо в лицо главному врачу Лидии Остроумовой.
Каково же было мое удивление, когда я не обнаружила в актовом зале всех тех, кто рассказывал о зяте и свате, залеченных врачами «скорой» до полусмерти! Не понимаю, почему они не пришли? Может, потому, что хаять врачей легко, а высказать свои сомнительные претензии по адресу — уже труднее? А ну как главный врач поднимет записи и выяснит, что сват в алкогольной горячке буянил, врачей матом посылал, а те ему все равно помощь оказали? Неудобно же получится.
В любом случае, на встречу с главным врачом станции пришла от силы дюжина горожан, и вопрос у них был один на всех: «Почему лично ко мне «скорая» едет медленно?» Вопрос избитый, но Лидии Остроумовой не сложно ответить на него в сотый раз.
— Регламент работы скорой помощи на территории нашей страны изменился еще в прошлом году, — напоминает главный врач. — Цель бригады «скорой» — спасение пациентов, жизнь которых под угрозой. Только если экстренных вызовов нет, мы отправляемся к тем, чьей жизни ничего не угрожает. Температура 37,5 — это не экстренный, это неотложный вызов. И всем будет лучше, если по такому вызову отправится не «скорая», а неотложная помощь из поликлиники. Всем, то есть и пациенту тоже. Потому что врач «скорой» не назначает лечение и не выписывает рецепты. Он может сделать укол, чтобы вот прямо сейчас сбить высокую температуру, но если у вас 37,5, вам это не нужно. Понятно, что «скорая» работает круглосуточно, а также в праздничные дни, а поликлиника — нет. Когда в стационарах областных больниц откроют отделения неотложной помощи, тогда обращаться с неотложными состояниями в больницу можно будет в любое удобное время. Но пока этого нет, стоит помнить порядок. И это значит, что многим придется подождать. Вызов неотложный — ожидание может продлиться до двух часов и даже больше. Во-первых, свою роль играют пробки, во-вторых, в один день вызовов в «скорой» может быть 650, а в другой — до 800, а количество комплектуемых бригад одинаковое.
… Кто-то может спросить: «А как я, человек без специального медицинского образования, узнаю, экстренное у меня состояние или неотложное?» На этот вопрос Лидия Остроумова отвечает просто: «А вам и не нужно отличать одно от другого».
— Представляет состояние угрозу для жизни или нет, определяет диспетчер, когда вы звоните «03», — объясняет главный врач станции. — И поверьте, у нас предусмотрена перестраховка: даже если звонит посторонний человек и говорит: «Плохо, неизвестно!», повод будет принят как вызов в экстренной форме. Благодаря вопросам, которые диспетчер вам задает, он определит ваше состояние правильно. И если он решит, что состояние неотложное, а не экстренное, значит, вы точно не при смерти и можете подождать, пока бригада освободится.
… По словам Лидии Остроумовой, практически каждый пятый вызов диспетчер передает в поликлинику, если она в это время работает, то есть с восьми утра до восьми вечера. Все остальное время «скорая» выезжает по неотложным вызовам сама, и выходит, что 77 процентов работы бригад — это именно заболевания, а не травмы или что-то другое. И в 40 процентах этих вызовов люди, к которым ехали врачи, в скорой медицинской помощи не нуждались.