Экстравагантный музыкальный год
Новый 2017 год все музыкальные коллективы России посвятят творчеству русского композитора Игоря Стравинского. Художественный руководитель Тюменского филармонического оркестра, дирижер Eвгений Шестаков рассказал, как коллектив планирует провести Год Стравинского.
Напомним, 2016 год российское музыкальное сообщество посвятило творчеству Сергея Прокофьева, со дня рождения которого исполнилось 125 лет.
— Надо отдать должное моему блистательному коллеге, дирижеру и руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву. Это он, будем честными, поговорил с правительством, — рассказывает Eвгений Иванович. — И в стране играли столько музыки Прокофьева, сколько, может быть, не звучало нигде за последние 15 лет.
Филармонический оркестр устроил концерт Прокофьева 20 ноября, музыканты исполняли его сочинения на гастролях в Иркутске, Пскове, Москве, на разных фестивалях.
— Гергиев всколыхнул всю страну и показал, что Прокофьева играют мало, и что это незаслуженно. В этом году российские слушатели открыли для себя много великолепных сочинений Сергея Сергеевича, и мы будем продолжать их исполнять, — говорит дирижер.
А в этом году исполняется 135 лет со дня рождения Игоря Стравинского. Валерий Гергиев вновь выступил с инициативой, которую правительство поддержало.
Дирижер Шестаков рассказывает о Стравинском: композитор переехал в 1914 году в Швейцарию. Поэтому в СССР его сочинения не поощрялись к исполнению и были запрещены. После этого он лишь однажды приехал на гастроли — в 1962 году, когда ему было уже 80 лет.
— Он приехал в родную страну, когда была небольшая «оттепель» в культурном мире. Тогда немного больше позволялось и художникам, и другим деятелям искусства. «Разрешили» и Стравинского — гениального композитора на уровне Бетховена и Чайковского. Это тот, кем человечество может гордиться. Eго знают все профессиональные музыканты. Eго музыка абсолютно необычна и ни на что не похожа! Стравинский просто взрывал своим творчеством зал и культурно-музыкальное восприятие. Одни слушатели кричали, что это бездарная музыка, а другие — что это музыка гениальная. Премьера балета «Весна священная» в Париже провалилась с треском, а через год или через два, когда симфонический оркестр сыграл эту музыку без балета, она стала триумфально шествовать по всему миру! С тех пор все оркестры и дирижеры считают за честь возможность сыграть этот балет.
Тюменский государственный симфонический оркестр, как и другие музыкальные коллективы страны, сыграет в новом году немало сочинений Стравинского.
В марте в филармонии он исполнит одно из самых необычных сочинений композитора, аналогов которому, как считает Eвгений Шестаков, не было и нет. Это опера «История солдата», или балетная пантомима в двух действиях. Сюжет восходит к легенде о Фаусте и старинной русской сказке из сборника, составленного Александром Афанасьевым. Бедный солдат продает свою душу дьяволу за книгу, позволяющую предсказывать будущее, но счастья это ему не приносит. Солдат попадает в ад.
— Мы будем играть с семью солистами самое экстравагантное сочинение того времени (оно было показано впервые в 1918 году). Будут танцы, кто-то будет читать текст. Опера станет частью программы симфонического оркестра. А пятого мая — мы представляем еще более грандиозную программу. Как я говорю оркестру: «Мы на сцене поиграем в карты». У Стравинского есть такой балет — «Игра в карты».
Это небольшой балет на 20-25 минут. В этот же день в первом отделении прозвучит одно из лучших произведений мирового репертуара — «Эбеновый (черный) концерт» для джазового оркестра и кларнета (эту партию сыграет Данил Янковский).
Второе отделение, по словам дирижера, будет уникальным, и музыканты немного волнуются. Тюменцы и гости города услышат оперу-ораторию «Царь Эдип».
Будет несколько солистов, чтец, хор, которые вместе устроят необычное и завораживающее действие минут на 50. Текст прочтет актер драматического театра, солисты как тюменские, так и приглашенные из других городов. Например, нужен второй тенор и бас.
Третьего сентября будущего года оркестр представит яркий и выразительный балет Стравинского «Петрушка» на русские народные темы.
— Он идет минут 40-45, — уточняет Шестаков. — Eго можно услышать в записи, его танцуют все балетные труппы, играют все оркестры мира. Этот балет очень демократичен! Здесь есть и напевы в характере русских народных песен, либо цитируются такие песни, как «Вдоль по Питерской».
***
фото: Игорь Стравинский