Требуется коллективный разум?
Небольшие продуктовые магазины формата «у дома» предлагают организовать в Тюмени логистический центр «Покупаем тюменское!»
Сражаться за покупателя с такими акулами современной торговли как сетевые гипермаркеты, «малышам» так же трудно, как начинающему атлету выиграть дистанцию у олимпийского чемпиона. Но бежать надо. И сходить с нее нельзя. Что делать? Надо так организовать прохождение дистанции, чтобы силы и возможности уравнять. Поэтому магазины формата «у дома» предлагают организовать для них специальный логистический или распределительный центр. Такое предложение они внесли вчера на совместном заседании городского координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства и комиссии по реализации инвестиционных проектов.
— Я сейчас являюсь заведующим небольшого магазина, который посещают, в основном, жители близлежащих домов, — рассказывал Михаил Коптелов. — Что такое маленький магазин? Это, прежде всего, правильно выбранный ассортимент, свежая продукция. Но тут сразу возникает вопрос логистики. Мы работаем с несколькими поставщиками, и не всегда удается вовремя и в полном объеме пополнять необходимую нам линейку товаров. И с такими проблемами сталкиваются все «малыши». Поэтому мы предлагаем создать специализированный распределительный центр для магазинов такого формата. Это позволило бы нам вовремя обеспечивать правильный товарный запас и оптимизацию расходов магазина, что приведет к увеличению рентабельности и конкурентоспособности по сравнению с сетями. Соответственно, и цены на полках наших магазинов могли бы стать ниже.
Идея вызвала вначале удивление, а затем — оживленную дискуссию в зале.
— Почему вы уверены, что создание такого распределительного центра станет выгодным именно для магазинов у дома? — уточнил Александр Моор, глава администрации города. — Вы думаете, что появится некий честный и справедливый предприниматель, который создаст условия для развития магазинов именно такого формата? Может, с «мелочью» ему возиться и не захочется.
Распределительному центру, действительно, надо будет и самому зарабатывать деньги. Такую точку зрения высказал Сергей Толстых, директор городского департамента экономики и стратегического развития. Возможно, изначально логистический пункт и займет позицию поддержки «малышей», но потом жизнь его заставит думать, прежде всего, о бизнесе. Ничего личного.
Александр Моор предложил вначале оценить, есть ли у всех тюменских магазинов «у дома» запрос на такое объединение, на такой коллективный разум. К тому же, надо учитывать, что построить такой комплекс за бюджетные деньги — непроходная тема. Надо искать инвестора. А ему должны быть понятны экономические условия объединения. Муниципалитет готов лишь помочь инвестору с поиском подходящей площадки под строительство.
Михаил Коптелов подтвердил, что еще не все руководители магазинов этого формата поддерживают идею объединения. Некоторые о ней еще и не знают. Или знают, но не обдумывали. Или обдумывали, но не согласны. Некоторые, например, считают эту идею утопической. По их мнению, надо не логистические центры строить, а налаживать работу с поставщиками.
В диалог вступила Eлена Eремина, директор городского департамента потребительского рынка. Она подчеркнула, что позиции тюменских товаропроизводителей укрепляются. Количество магазинов формата «у дома» за последние три года увеличилось с 703 до 786 единиц. Происходит расширение ассортиментной линейки их продукции.
Произошли и серьезные изменения в поведении покупателей. Их много лет учили много покупать и деньги тратить сразу, закупать продукты, которые можно долго хранить. Теперь все наоборот. Люди предпочитают продукты коротких сроков хранения, свежие, и закупать их килограммами нет смысла. Но маленькая партия товара хороша только для покупателя. А для самого фермера-товаропроизводителя и для продавцов она создает дополнительные трудности. С небольшим производством в сетевую торговлю, например, не попадешь. Приходится самим решать все логистические проблемы. В эту борьбу за прилавок включились уже более 500 тюменских магазинов площадью до 200 кв. метров.
— Логистический центр для магазинов «малого формата» — насущная необходимость, — считает Eлена Eремина. — Такой центр стал бы посредником между малым бизнесом торговли, сельхозпроизводителями и переработчиками небольших объемов продукции.
— Eсли такая модель будет работать, мы ее поддержим, — сказал Александр Моор. — Но я считаю, что этот бизнес-проект надо вначале просчитать, проанализировать вместе с профессиональным сообществом. Пока же даже на этой площадке звучат полярные точки зрения. Eсли в результате дискуссий станет понятным зерно этой идеи, тогда можно будет обсуждать и пути реализации этого проекта.
***
фото: Магазин формата «у дома»;Михаил Коптелов ;Елена Еремина.