Я на автобусе еду, понимаете?
… Городской автобус обычного маршрута: от одной тюменской окраины до другой, как у нас принято, через центр.
За рулем автобуса — человек. Вот он, поглядывает в зеркало заднего вида. Дождался, когда последний из желающих пользоваться его услугами поднялся по ступенькам. С шипеньем захлопнулись двери. Левая рука водителя отпустила ручник. Правая нога плотнее прижала педаль ножного тормоза. Правая рука щелчком включает скорость, а правая нога в то же время освободила тормоз и переместилась на педаль газа. Сигнал левого поворота — легкое движение руля — одиннадцатиметровая машина весом от семи до пятнадцати тонн (в зависимости от загрузки) вливается в транспортный поток…
Водитель сосредоточен — интенсивное движение, меняющиеся сигналы светофора. До нас ли ему, до пассажиров за спиной, что направляются по своим неведомым водителю делам. Эх, если бы расспросить его, даже если ради этого придется катить до конечной..:
«… Я, конечно, человек любознательный и, если я в графике, то все рассмотрю в своем большом зеркале, в котором, как на групповой фотографии, отражается весь салон. Ну и кто там у меня за спиной? Рабочего люда мало — уехали раньше. Солидные граждане предпочитают авто. Словом, средний, как говорится, статистический пассажир. Это, во первых, студент в наушниках, в шапочке, в курточке яркой и в ботинкахкроссовочках. А во вторых, это бабушки. Вижу — есть среди них и мои постоянные пассажиры. Eсли человек второй раз садится на одной и той же остановке в одно и то же время, если он едет по одному и тому же маршруту — я своих людей запоминаю. Мы даже здороваемся: как дела?
А вообще-то я всех пассажиров делаю на две категории. Одни едут из пункта А в пункт Б, спокойно сели, спокойно купили билет и едут себе. Другие сразу начинают присматривать за водителем, за кондуктором, делать замечания, как будто они профессионалы, а мы — любители. Ну я тоже живой человек. Порой думаешь: ну чего тебе не хватает? В автобус сел, тебя везут, автобус чистенький, водитель хорошенький, кондуктор вежливый — что еще нужно? Поезжай спокойно.»
Этот монолог записан на Лесобазе, на конечной остановке 70-го маршрута. Мой собеседник — водитель Eвгения Филиппова. За рулем автобуса семь лет. А до того еще пять лет водила по городу троллейбус. Но продолжим рассказ Eвгении Анатольевны:
— На автобусе много лучше. Я первое время, год или два, заходила в автобус и говорила: какое счастье, что это не троллейбус! Потому что здесь у меня — одна дорога, под колесами. А там было две — под колесами и над головой: троллеи и провода.
— А как вы стали водителем? — Так сложилось. Сначала пришла в троллейбусный парк, кондуктором. Временно. А там стали набирать водителей. Выучилась. Парк закрыли. Перешла на автобус. Правда, за это время успела получить высшее образование.
Ага, думает читатель, пошла по технической части! Ничуть не бывало. Я вас еще не предупредил, что Eвгения Анатольевна человек неожиданный? Предупреждаю сейчас — неожиданный! Правда, меня-то никто не предупредил.
— Так сложилось. Успела получить высшее образование в академии искусств и культуры.
— Пожалуйста, повторите еще раз.
— В академии искусств и культуры. Специальность — музейное дело, охрана памятников. Там такая история получилась. Я еще работала в троллейбусном парке — сами понимаете, работа, при которой общения мало — все время в маршруте. И вот однажды в разговоре со знакомыми я заметила, что с трудом подбираю слова. Меня это так зацепило! Эй, говорю себе, это неправильно! Я должна нормально говорить, без запинок. Что делать? А пойдука я поступлю учиться, это меня подстегнет. Поступила на бюджетное место, выучилась — пять с половиной лет — и диплом получила хороший: одна или две четверки.
А вообще-то знаете, какие книги я люблю читать? «Жизнь замечательных людей»! Эти книжки от бабушки остались — она на книжной базе работала, ну и собирала. Когда бабушка умерла, я перевезла книги к себе. Их 77 или 78. Бывает, что умирает человек, его книги или выставят в подъезд для желающих, или вообще выбрасывают. Я на это не могу смотреть, если книги выбрасывают!
— Успели уже все прочитать? — Не-ет, я люблю вчитываться. Походить, подумать. Электронные книги мне не очень нравятся — их нельзя потрогать. Но ребенок маленький когда появился, не очень-то почитаешь бумажные. Только когда ребенок спит. А он сам начинает листать, и листает очень неаккуратно.
— У вас семья? — Я сына воспитываю. Так сложилось. Eму полтора года, маленький еще.
— Вы ему рассказываете об автобусе?
— Ну конечно. Это же водительский сын! Я в декрет ушла из-за руля, не переходила на легкий труд. Я тогда работала без кондуктора, бабушки входят в автобус через переднюю дверь, видят меня — «О-о! Беременная!» А я — «Ничего страшного, заходите, я стажера вожу». Поэтому Павлик — водитель стопроцентный, все, что круглое — он крутит, и все звуки соответствующие издает…
Как многие, если не все журналисты, я пытался вызнать что-нибудь этакое — сложные ситуации, мужественные поступки водителя Филипповой. Eвгения честно напрягала память и. разводила руками.
— О, это не мое. Я еду спокойно, 30-40 км в час, это если график позволяет. Eсли отстаем, то 50-60. Мы людей все-таки возим. И вот эти страшные истории, которые недавно случились, они заставляют быть аккуратнее.
Eе рассказ о работе читателю может показаться скучным. Ничего не происходит и не происходило. Но давайте подумаем: вам сильно надо, чтобы обычное городское путешествие в комфортабельном автобусе напоминало гонки Париж — Дакар? Или еще не совсем забытое перемещение по дороге Тюмень — Уват? Там впечатлений, конечно, больше и адреналину хватает. А может быть, главное приключение и достоинство городского транспорта — это отсутствие приключений?
Переходим к реалиям сегодняшнего дня. В частности, к обещанному повышению цен на автобусные билеты, на лимитирование числа льготных поездок, что волнует многих в городе. Eвгения на вопрос, как она относится к этой теме, отвечает неожиданно:
— Смиренно. Ну что с этим поделаешь? Нужно принять и все. Никак это не отразится ни на качестве нашей работы, ни на нашей зарплате. Никак не отразится. Поднялись цены на билеты, потому что поднялось топливо. Мы ведь все знаем ситуацию в стране — кризис. Вот и все.
А потом как-то само собой обнаружилось, что Eвгения Филиппова — чисто тюменский городской водитель. Что это значит? Она родилась в Тюмени. Выросла и живет в районе так называемых «панелей», неподалеку от телецентра. В других городах, за исключением Ялуторовска, и не бывала. И все, что знает в Тюмени, — свои автобусные маршруты.
Смешно? Ну я тоже удивился, когда она рассказала: обзаведясь, наконец-то, собственным автомобилем, обнаружила, что не знает города.
— Я знаю только, как ездить по маршрутам. И вот я звоню приятелю: мне надо туда-то и туда-то, что делать? И он мне отвечает: сейчас ты едешь по тридцатому маршруту, потом поворачиваешь на пятнадцатый.
Признаюсь, я засмеялся. — А я же не таксист. Я езжу по маршрутам. Сколько есть у нас в парке, почти по всем проехала. Глаза водителя замечают, только как меняется дорожное покрытие городских улиц. Что изменяется по сторонам, мы совершенно не знаем. И когда я еду пассажиром, я сама удивляюсь: а это что такое? Я этого здания не заметила, когда оно появилось, что там? А дороги — улица Мельникайте очень расширилась, Республика расширилась. Комфортнее стало. И нам, и пассажирам нашим.
— На своей машине легче ездить, чем на автобусе?
— Первое время было тяжело. Потому что мне все казалось, что у меня за спиной 11 метров! И я соответственно этому и выворачивала — побольше радиус беру, все аккуратно. Папа еще надо мной смеялся: что такое? Я говорю: папа, я на автобусе еду, ты не понимаешь.
***
фото: