Приятно видеть, как люди растут
За баранкой рейсового городского автобуса Александр Новопашин уже 28 лет.
За это время на его глазах выросло не одно поколение тюменцев, появился не один квартал тюменских новостроек. Однажды и он менял работу, но все равно, спустя время вернулся к своему автобусу, к пассажирам и родным городским маршрутам — Александр Владимирович, вы уже столько лет в профессии, расскажите, почему вы стали водителем?
— Честно говоря, вышло это совершенно случайно. В свое время из армии я вернулся с инвалидностью (служил в спецназе ВДВ), а в советские времена таких людей особо не жаловали. Сначала работал в контрольно-ревизионной службе. Когда инвалидность сняли, знакомые ребята позвали на курсы водителей автобуса, с тех пор и кручу баранку. Отработал за рулем с 1985 по 1993 годы. Потом в лихие 90-е все искали лучшей жизни. Я тоже попытался, не нашел. Занимался извозом. Сначала в пекарне, хлеб развозил. В автопарке-то были задержки по зарплате, а здесь живые деньги. Во все времена люди нуждались и будут нуждаться в хлебе, поэтому жалованье платили вовремя. Потом, правда, пекарня обанкротилась. После попробовал себя в охотничьем хозяйстве, но тоже не срослось. Вернулся обратно в автопарк в 97-м. С тех пор здесь и тружусь.
Вместе с отцом в автопарке трудятся и сын Новопашина, и двоюродный брат. Настоящая рабочая династия.
— Когда сын пришел из армии, то его никуда не брали из-за отсутствия опыта. Он потыкался-помыкался, но бесполезно. А у нас в парке была свободная вакансия автоэлектрика, я предложил ему попробовать поработать там. Вот уже шестой год пробует.
— Что самое интересное в вашей профессии?
— Смотреть, как растет, строится город. Возвращаешься, к примеру, в Тюмень после двухнедельного отпуска, видишь, как она изменилась. И вообще по сравнению с советскими временами город сильно преобразился, стал намного красивее и чище. Правда, коммунальщики не всегда успевают со снегом справляться, а так все здорово. А еще на моих глазах растут люди, особенно те, кто каждый день ездит одним маршрутом. Вот, например, молоденькие девушки. Сначала она начинает ездить вдвоем. Потом замечаешь, что ходит в положении, потом — с маленькими детьми, затем дети идут в садик, в школу, а потом уже и они женятся. У меня на маршруте практически одни и те же люди. Одни подрастают, другие стареют.
О нас, о пассажирах разных лет Александр Новопашин рассуждает весьма охотно, но сравнение, как это часто бывает, не в пользу поколения next.
— Раньше пассажиры уважительнее относились к водителям и кондукторам. А сейчас нахамить — как с добрым утром, оскорбить — всегда пожалуйста. Мы юридически не защищены. Нам-то ничего нельзя сказать в ответ. Раньше как было: пьяный зашел в автобус, сел спокойненько, до нужной остановки доехал, вышел — все нормально. А сейчас любят повыпендриваться. Бывает, что на пути попадаются полицейские, к ним обращаешься, чтобы приняли меры, они только руками разводят, мол, мы не имеем права его высаживать. В советские времена работал я на «ЛиАЗе». К строительной академии едешь — автобус набит битком, вверх не в состоянии подняться. Я двери открываю, народ выходит, я спокойно заезжаю в гору, жду людей, потом еду дальше. А сейчас никто и пальцем не пошевельнет и не спросит, нужна ли помощь. Простые человеческие отношения теперь в дефиците.
— Наверное, не все так плохо, есть в нас пассажирах что-то хорошее?
— Конечно, есть. Некоторых я узнаю уже по одежде и по походке, меня тоже примечают. Одна женщина говорит, что специально пропускает автобусы этого же маршрута, ездит только со мной. Другая рассказывает: «Как-то ехала на другом автобусе, там было холодно, а у вас тепло, светло, хорошо. Лучше с вами буду до работы добираться». Заметил, что в автобусах, за которыми ухаживают водители, всегда тепло и комфортно.
— Машины же живые, — продолжает после паузы Александр Новопашин. — У меня, например, «Нива». Люди, которые ее конструировали, в нее душу вкладывали. Уверен, мою ласточку на заводе бригада собирала в хорошем настроении. За 10 лет она меня ни разу не подвела. Бывает, ленишься, не ремонтируешь ее толком, а она тебя из такой каши вытаскивает, что сам диву даешься. Недавно с женой на ней на Алтай путешествовали. На обратном пути заехали на СТО, там ребята удивлялись, что мы вообще добрались, хотя автомобиль едва не разваливался. Но его починили, и снова нет проблем.
— Александр Владимирович, сегодня вы много говорили о себе, о пассажирах, о городе, об автобусах, вы любите свою работу, ведь она, если честно, не сахар?
— Я к ней привык. Рано встаю и поздно заканчиваю. Это, конечно, тяжелая работа, но кто-то ее должен делать.
***
фото: