X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наш «Мазай» не любит зайцев

«Ну что, друг, поработаем?» — с этих слов начинает свой рабочий день Игорь Кузиков, водитель ПАТП 1. Так обращается он к своему железному товарищу — автобусу «МАЗ» маршрута N 1.

Уровень ответственности

Категорию «Д», которая позволяет работать на автобусах, Игорь Александрович открыл еще в 2009 году. Сделал это, скорее, для коллекции — к этому времени уже сдал на права категории «В» и «С». Думал, что и «Д» когда-нибудь пригодится. Пригодилась через пять лет. За это время он успел поработать и в фирме по установке пластиковых окон, и на буровой. Но когда наступил кризис, и зарплаты стали снижаться, задумался, куда идти. Старый друг предложил в пассажирское автопредприятие.

— Тогда подумал — почему нет? — рассуждает Игорь. — Технику люблю с детства. Eще был дошкольником, когда отец первый раз посадил за руль. Он механизатором работал в колхозе. Eхали с ним по пашне. Трактор, конечно, не автобус, борозда — не магистраль. Зато хорошо чувствуешь технику, как она каждую кочку преодолевает.

Стажировка для новичков ПАТП с открытой категорией «Д» составляет 100 часов практики. За теорию он мог не волноваться. Eще когда сдавал на права, установил своеобразный рекорд — на 20 билетов ответил за три минуты 57 секунд при нормативе 20 минут. И без ошибок.

— Первый раз сел в кабину автобуса и удивился, сколько здесь зеркал — и боковые, и в салоне. Поначалу непривычно, даже в большегрузных автомобилях такого количества нет, — рассказывает Игорь. — Надо успевать контролировать дорожную ситуацию со всех сторон.

Через полтора месяца стажировки впервые сам вышел на линию. Накануне, вспоминает, так волновался, что ночь не спал.

— Городской автобус — совсем другой уровень ответственности, — говорит Кузиков. — За спиной — почти сотня человек. Первое время такой груз психологически давит, потом становится привычным.

Сейчас он работает на «единице», хотя своей стихией считает маршрут N 25 — более городской и динамичный. Там, по его словам, не бывает полупустых улиц, и всегда кипит жизнь. Иногда даже слишком. Особенно в часы пик. Зато на «единичке» больше благодарных пассажиров. Приятно, когда выходит бабушка на остановке и говорит: «Спасибо, сынок».

Взгляд из кабины

Из этого «кабинета на колесах», отделенного от салона тонированной перегородкой, многое видится иначе. Взаимоотношения людей — как на ладони.

— Недавно наблюдал на остановке: толпа рванулась в салон, чуть не затоптала бабушку с тросточкой, — хмурясь, рассказывает он. — Я не трогался с места, стоял, ждал, когда она зайдет. Но у самых ступенек старушка упала. Поставил автобус на ручник, выбежал, спрашиваю: «Как вы?» А из пассажиров никто так и не вышел. Нет у нас уважения к старшим.

За полтора года работы наблюдал разные картинки из жизни. Что делать? Люди разные, но не такие уж плохие, не жестокие, не из 90-х.

Бывает, на остановках садятся нетрезвые, неадекватные пассажиры. Это может случиться на любой остановке, в любой день.

— Приходилось и мне пару раз подключаться, когда кондуктору не удавалось справиться с ситуацией, — говорит Игорь. — Женщине выпроводить пьяного мужика из автобуса сложнее. Но и мне силу нельзя применять, в таких случаях использую то, чему нас учили в армии, в роте охраны, — методы психологического внушения.

Автобус в белом воротничке

— Мой «Мазай» (так он называет свой автобус «МАЗ») — чистоту любит, — говорит Илья. — Чтобы и в салоне, и в кабине все было в порядке, все почищено, проверено и заменено, если требуется. С такого обхода у меня начинается и заканчивается каждый рейс. Горят ли габариты? Действует ли речевой информатор? Eсли что — сразу пишу заявку в ремзону. Машина чувствует, когда за ней ухаживают. Когда автобус «сытый и обутый», то и работает веселее. Мой «Мазай» и мне иногда настроение поднимает. Всякое бывает — придешь раздраженный или нервный, но сядешь в кабину, поймешь, что все на местах, все в порядке, — и на душе как-то спокойней.

Фантастикой Илья не увлекается, но слышал, что есть уже электронные разработки, способные заменить водителя автобуса на городских маршрутах. Говорят, это — будущее общественного транспорта. Кузиков в такую перспективу не верит. По его мнению, только водитель может быстро и адекватно оценить обстановку на дороге. Непредсказуемых случаев столько, что ни один компьютерный мозг их предсказать не сможет. Да и жалко будет, если прервутся династии и мальчишки не смогут сесть за руль.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта