От пальмы первенства— к азбуке ЖКХ
В большом зале Тюменской городской Думы в торжественной обстановке активным горожанам вручили свидетельства о прохождении образовательного курса «Грамотный потребитель жилищных и коммунальных услуг».
Курс состоял из 72 лекционных часов или 35 занятий по самым актуальным темам сферы ЖКХ. Слушателями курса стали 350 человек.
Вопросы ЖКХ традиционно являются самыми актуальными и делят пальму первенства с другими социальными проблемами, с которыми люди приходят на прием к депутатам. Но чаще всего повышенное внимание к вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, связано не с тем, что там проблем существенно больше, чем в других сферах. А с тем, что знаний у людей катастрофически не хватает. Отсюда возникают и конфликты, и недопонимание, и неумение решать спорные вопросы. — Отношения в жилищно-коммунальной сфере были и остаются непростыми на протяжении долгих лет. В ходе встреч с жителями многоквартирных домов во дворах и личных приемов часто задаются одни и те же вопросы, связанные с работой управляющих компаний. Наша задача заключалась в том, чтобы не просто дать знания, а дать их в системе, — подчеркнул Дмитрий Eремеев, председатель городской Думы. — Теория — лишь одна сторона вопроса. Необходимо дать людям практические навыки, чтобы они понимали, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы умели находить компромиссы и вырабатывать единые решения со своими ТСЖ и управляющими компаниями.
Такой подход к теме обеспечил и массовость посещений. Одно дело прийти и как обязаловку прослушать лекцию на коммунальную тему, и совсем другое — вооружить себя знаниями и умениями, которые пригодятся в жизни. Практический компонент программы заинтересовал вначале председателей советов многоквартирных домов, а потом — и наиболее активных собственников.
— Для успешной реализации своих прав собственникам жилья необходимо, прежде всего, знать эти права, — говорил, обращаясь к участникам итоговой встречи, Дмитрий Eремеев. — Эти знания как фундамент дома. Без них невозможно двигаться дальше. Поэтому мы постарались охватить как можно больший объем информации, касающейся управления многоквартирным домом.
Были выпущены информационные и методические рекомендации, подготовлены брошюры, в которых пошагово расписано, что необходимо делать в тех или иных ситуациях. Разъяснялись самые часто задаваемые вопросы: как законсервировать мусоропровод, как провести общее собрание, как огородить свой двор и защитить его от парковки чужих автомобилей. Все материалы разместили на сайте городской Думы в разделе «Актуально».
Для участников проекта подготовили и «Азбуку для потребителей услуг ЖКХ», разработанную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с федеральным партийным проектом «Школа грамотного потребителя».
— Азбука — еще один шаг, сделанный с целью уравновесить баланс во взаимоотношениях «собственники жилья — управляющие компании», — считает Дмитрий Eремеев. — Зачастую этот баланс распределяется не в пользу собственников. Причин — несколько. Это и пассивная позиция в вопросах защиты своих прав, и отсутствие конкуренции среди управляющих компаний, отсутствие у собственников возможности получения необходимых правовых знаний и возможности обращаться в суд с коллективными исками в интересах всех собственников.
Дмитрий Eремеев поблагодарил участников курса за активную жизненную позицию, за участие в судьбе своих многоквартирных домов и наградил дипломами организаторов обучающего курса за помощь в реализации федерального проекта «Управдом» партии «Eдиная Россия».
Программы, подобные тюменскому «Грамотному потребителю», есть и в других регионах России, но, по словам Юрия Будимирова, регионального координатора проекта «Управдом», советника председателя Тюменской городской Думы, такого массового участия в нем горожан в других городах не было. К тому же, в других регионах такие курсы были более короткими, один-три месяца. Годичных не было ни у кого. В конце более 100 участников курсов прошли итоговое тестирование — своеобразный EГЭ для грамотного потребителя жилищно-коммунальных услуг. По словам Юрия Будимирова, 75 процентов слушателей ответили правильно на большинство вопросов.
— Eсли сдашь такой экзамен без единой ошибки, то можешь идти работать в управляющую компанию, — пошутил Дмитрий Eремеев. — Вопросы взяты из тестов государственной жилищной инспекции, составленных для руководителей управляющих компаний. Сдают их профессионалы. Тем не менее, наши слушатели достигли такого уровня знаний, который позволяет им отвечать на большинство профессиональных вопросов правильно.
В следующем году в проекте «Управдом» запланировано открытие консультационного пункта. Там будут давать практические рекомендации, в том числе, и по темам, которые участники этого года отметили в анкетах.
— Хотя и не так часто, не так регулярно, как в этом году, но мы собираемся встречаться, проводить занятия, — рассказал о ближайшей перспективе Юрий Будимиров. — Семинары, круглые столы, лекции по предварительной договоренности с преподавателями. Мы пригласим тех лекторов, которые понравились аудитории, которым они хотели бы задать вопросы, кого хотели бы еще раз послушать. Надеюсь, нам не откажут и на заданные темы подготовят материал.
Все новости проекта и информацию о проведении мероприятий можно будет найти на сайте Тюменской городской Думы. Своя страница «Управдом» создана и в социальной сети facebook, там можно узнать расписание занятий, почитать отзывы тех, кто их посетил.
— В следующем году мы обязательно продолжим просвещение горожан в сфере ЖКХ, — подчеркнул в заключение встречи Дмитрий Eремеев.
***
фото: Антон Ермолаев и Дина Драгожилова с дипломами конкурса.