Правила требуют соблюдения
Когда нет никакой собственности — плохо, но и когда она есть, проблем меньше не становится.
Некоторые из них, связанные с ветхими домами и металлическими гаражами, обсудили в четверг на заседании постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской Думы.
Ни шагу назад
Два вопроса повестки дня касались генерального плана развития города. И если первый, где вносились технические правки, дискуссии в зале не вызвал, то второй — о реализации генерального плана в 2016 году — не оставил равнодушными ни депутатов, ни слушателей в зале.
Речь зашла о судьбе ветхих домов, которые, согласно проектам планировок, попали в зону застроенных территорий. Как пояснил Руслан Кухарук, заместитель главы администрации города, снос этих домов должен обеспечить застройщик. Программа, которая реализовывалась с 2012 по 2017 год, не предусматривала финансирования и сноса домов, что входили в полосу застроенных территорий. Eдинственный источник финансирования для сноса — средства застройщика.
У депутатов к докладчикам не было вопросов, зато он появился у слушателей в зале.
— Меня зовут Владимир Бухалов, — представился мужчина, вышедший к микрофону. — Я коренной житель Тюмени, живу в доме на улице Уральской, 15. Eго в 50-е годы строил мой отец. Тогда в Тюмени было около 200 тысяч таких деревянных домов — без воды, канализации, теплого туалета. Сейчас большинство уже снесено. А наши все стоят. Их реконструкцию проводить запрещается в связи с тем, что наш четвертый планировочный район — улицы Уральская, Флотская, Восточная — запланирован под многоэтажное жилищное строительство. Наши дома можно только ремонтировать. Но сколько такой деревянный дом ни ремонтируй, туалет все равно остается на морозе. А поставить унитаз нельзя, потому что для этого надо прокладывать инженерные сети, что в перспективных районах жилой многоэтажной застройки по генплану делать запрещено. Около 100 тысяч населения, которые живут в подобных домах, поставлены в такие условия жизни. Уважаемые депутаты, озаботьтесь нашими проблемами, сделайте так, чтобы генеральный план не был таким жестким, чтобы разрешалось универсальное применение земель с учетом требований жителей. Мы ведь даже продать наши дома не можем — цена у такого участка с обременением никакая.
Eго поддержала депутат Альбина Селезнева.
— Никто не сомневается, что все дома, которые были признаны ветхими и аварийными до 2012 года, в ближайшие пять лет будут снесены. Но если сегодня мы не начнем работать, чтобы внесли в эту программу и те дома, которые входят в зону застроенных территорий, то опоздаем. И эти дома скорее завалятся, чем будут снесены. Мы знаем пример Антипино, когда застройщик зашел на площадку, один дом убрал и все бросил. Где гарантия, что и здесь так не получится? Я предлагаю внести такие изменения, чтобы дома, непригодные для проживания и вошедшие в застроенные территории, тоже были включены в программу сноса. У меня в Антипино и на Лесобазе тридцать один такой дом. Жители боятся, что они так и останутся жить в этих развалюхах.
Предложение депутата записали как протокольное.
Будем последовательны
Традиционно в конце каждого календарного года на постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям городской Думы рассматривается и вопрос о сносе металлических гаражей.
— Наша программа по выявлению и сносу металлических гаражей подходит к концу, — проинформировал Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — По погребам мы работу ведем, исходя из планов, синхронизированных с дорожными работами и благо-устройством территорий, чтобы жителям не создавать неудобств. В целом по результатам работы в 2016 году при плане 1400 гаражей уже снесено 1634. Это серьезный показатель. На текущий момент осталось только 987 металлических гаражей, но они расположены на не разграниченных участках, на территориях общего пользования. Размещены на землях, сформированных под многоквартирными домами, или на земельных участках третьих лиц. Снести их как самовольные постройки нельзя. Поэтому мы ставим срок завершения этих работ — декабрь 2018 года. В первом квартале 2018 года квартальные проведут дополнительную инвентаризацию гаражей. Конечно, в конце реализации программы останутся самые сложные случаи, связанные с брошенными, бесхозными объектами, придется работать через суды. В 2016 году большинство гаражей убрали сами правообладатели: из 1634 гаражей 1561 снесен добровольно и только 73 — по решению суда. Но с каждым годом количество судебных исков увеличивается. С учетом судебной работы процедура демонтажа занимает длительное время.
— Работа, конечно, идет хорошо, — согласилась Альбина Селезнева, — но, может, стоит найти золотую середину, чтобы не сносить гаражи и погреба? Пусть люди ими пользуются, многие даже согласны платить за это аренду.
Максим Афанасьев подчеркнул, что в таких вопросах надо быть последовательными. Не менять правил игры.
— На депутатский прием приходят десятки граждан за разъяснениями, как им в таких случаях быть, — продолжил Николай Моисеев. — Может, возможен мирный путь решения вопроса? Eсли житель согласен сам снести гараж — дать ему время, не подавать в суд.
— И ко мне много жителей приходит на прием и жалуется, что денег нет, снести гараж — дорогое удовольствие, — продолжил тему Алексей Чирков. — Как можно им помочь?
Максим Афанасьев пояснил, что житель за демонтаж ничего не платит. Достаточно вызвать специалистов, которые не только все сделают сами, но еще и компенсируют часть средств за металлолом.
Информацию, представленную по этому вопросу, комиссия приняла к сведению.
***
фото: Депутаты Алексей Чирков, Альбина Селезнева и Владимир Сартаков ;Владимир Бухалов ;Погреба — проблема всесезонная, но демонтируют их летом.