Близко, как никогда
Фортуна и «Фортум» за нас, благодарных зрителей!
Нечто подобное хотелось воскликнуть, когда я стал обладателем пригласительного билета на эту встречу, посвященную и проводам Года российского кино, и Дню энергетика. Владимир Хотиненко, так много сделавший для отечественного кино и продолжающий трудиться на этой благодатной ниве, приехал к нам со своим фильмом, последним по времени («Наследники» 2015 года).
Во вторник получился замечательный вечер под уютными сводами концертно-танцевального зала «Золотые ворота «Сибири». Где кино — редкий гость, но никак не посторонний. Непривычность атмосферы (к примеру, блиц-брифинг провели на балкончике, где мы стояли рядом с гостем) тоже имела свой шарм.
Режиссер был прост и приятен в общении и укладывал слова в точеные фразы. Eдинственное, о чем стоило пожалеть, — у нас мало, мало времени до того момента, когда «луч Люмьера» осветит экран!
Ваш обозреватель, не теряя времени, начал первым. И спросил о новой картине, которая, по утверждению сайта Кинопоиск.ру, выйдет не раньше 2019-го. Хотиненко опроверг эту информацию. Новая его работа, и весьма масштабная, должна увидеть свет в 2017-м, к 100-летию Октябрьской революции. «Никто не станет отрицать, что те события имели грандиозное значение для государства Российского, — сказал Владимир Иванович. — В них еще много неизвестного для нас и даже загадочного. Как личность человека, к чьей удивительной истории мы обратимся в мини-сериале «Меморандум Парвуса» для телеканала «Россия».
В рамках этих заметок не стану отвлекаться на историческую справку. Признаюсь, что до этого вечера ничего не знал об Александре Парвусе (настоящее имя — Израиль Гельфанд). Уроженце Минской губернии, докторе философии, марксисте, литературном агенте Максима Горького. И. авантюристе, как его называет Хотиненко, знающий уже очень много о герое сериала. Он предполагает, что для большинства зрителей это повествование может стать откровением. Тем интереснее работа над фильмом!
Любопытно, что будущий кинорежиссер и автор этих строк окончили свердловские вузы в один и тот же год — 1976-й (с той разницей, что Хотиненко получил диплом с отличием). Владимир Иванович вспоминает с улыбкой, как студентом архитектурного института ездил «на халтуру» на тюменский Север. Трудились, впрочем, истово и с душой. «Не знаю, есть ли до сих пор в Сургуте гостиница «Нефтяник» — мы ее оформляли, создавали интерьер.»
Эти навыки и стремление к рукотворной красоте очень помогли ему при переходе в кино. На Свердловской киностудии был художником-постановщиком в фильмах «Гонка с преследованием», «Казачья застава» и других. Позже успел окончить Высшие курсы сценаристов и режиссеров, работал ассистентом у своего учителя, Никиты Михалкова, на его картинах «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров», «Родня». Режиссерским дебютом Хотиненко стала приключенческая лента 1984 года «Один и без оружия» (в дуэте с Павлом Фаттахутдиновым).
Пришли мастерство и слава. В ряду лучших картин сибиряка, родившегося на Алтае, — «Зеркало для героя», «Мусульманин», «Поп».
Ну а я, конечно же, первым делом вспомнил те картины Хотиненко, где снимался тюменский актер Леонид Окунев — «Патриотическая комедия», «Макаров» и другие. И задал вопрос о возможности новой совместной работы. «Леонид Григорьевич всегда в нашей команде. Другое дело — что не всегда находится подходящая роль».
Что касается последней по счету работы режиссера — той ленты, что он привез в Тюмень, то о ней он сказал так: «У «Наследников», не скрою, сложная прокатная судьба. Но зато с нею я объехал пол-Eвропы. Рад, что по приглашению компании «Фортум» добрался и до Тюмени».
Добавлю, что вместе с Хотиненко фильм у нас представляли заслуженная артистка России Агриппина Стеклова (сыгравшая роль певицы) и молодой актер Алексей Кирсанов (по сюжету, парень из криминальной «бригады»).
А в зале можно было увидеть фотокадры из знаменитых картин прошлого и лица тех актеров, что чуть позже оживут на экране, в клипе с участием актрисы Аллы Юга-новой (она снималась и в «Наследниках», но в Тюмень не смогла прилететь). Клип-ностальгия по ушедшим звездам советского и российского кинематографа. Очень трогательно, прямо до слез на глазах.
А затем был сам фильм. Это совсем не развлекательная картина. Она предназначена для думающего зрителя, неравнодушного к российской истории, ее значению для нашей сегодняшней жизни и соотношению в ней духовного и бездуховного.
Сюжетом драматического повествования становится телевизионное ток-шоу с тем же названием «Наследники», посвященное жившему в 14-м веке «игумену земли Русской» святому Сергию Радонежскому. Удивительным образом страсти, кипящие на съемочной площадке, повлияют на нравственный выбор героев, от популярного ведущего (затеявшего скандал в прямом эфире, потому что его программу закрывают) до случайно попавшего сюда паренька из неблагополучной семьи. И едва ли не каждый вдруг ощущает, что живет не так, что в душе-то на самом деле пустота и скука смертная.
А вообще картина показалась многослойной, многосмысловой, не дающей однозначных и простых ответов. И причудливо, тонко соединяющей далекую старину и современность.
* * *
Хороший, хороший вечер! Даже помечталось: почему бы почин «Фортума» не подхватить другим уважаемым компаниям города? И не поспособствовать приезду в Тюмень с премьерами или просто со своими лучшими картинами Федора Бондарчука, Алексея Учителя или еще кого-то из российских знаменитостей?
Оказывается, нет в том ничего невозможного.
***
фото: Владимир Хотиненко ;Агриппина Стеклова в роли певицы ;Леонид Бичевин в образе телеведущего.