X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Льготы на проезд: точка еще не поставлена

Заседание постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам вчера перенесли из малого в большой зал Тюменской городской думы. Так много горожан на него пришло.

Из шести вопросов повестки дня их интересовал проект об увеличении стоимости проезда в автобусах и ограничении количества льготных поездок для пенсионеров по возрасту.

Посмотрим на себя и на других

— В настоящее время число горожан, имеющих право на льготный проезд, составляет около 300 тысяч человек, в том числе муниципальных льготных категорий 193 тысячи, — начал доклад Максим Афанасьев, заместитель главы администрации города. — Среди пассажиров льготники составляют 43 процента, и их количество ежегодно увеличивается. В 2011 году городские автобусы перевезли 14 млн льготных пассажиров, то в 2016 году — более 31 млн.

С 2011 по 2016 год расходы городского бюджета на эти цели составили более двух миллиардов рублей. В 2011 году расходы на льготную перевозку пенсионеров были 126 млн рублей, то в 2016 году ожидается 424 млн рублей. Одновременно сокращаются и платные перевозки пассажиров.

С учетом демографических процессов предполагается и дальнейший рост числа льготников и, соответственно, увеличение расхода бюджета. Предлагаемый проект упорядочит хаотичную динамику роста количества льготных категорий пассажиров. Проект прошел антикоррупционную экспертизу.

Характеристика — емкая, но и вопросов у депутатов — множество.

— Существуют ли льготы для пенсионеров в других городах? — спросила председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам городской Думы Оксана Величко.

Максим Афанасьев: — В большинстве городов льготы на проезд предоставляются на условиях софинансирования, то есть муниципалитет оплачивает часть стоимости поездки. В разных городах — разную, от 30 до 50 процентов. В Eкатеринбурге, например, воспользоваться правом льготного проезда можно, если предварительно пополнить баланс транспортной карты на 420 рублей, в Ханты-Мансийске — на 400 рублей, а в Сургуте оплаченный из бюджета лимит — 600 рублей в квартал или десять поездок в месяц. У нас — и без софинансирования, и без ограничений.

Александр Чепик: — Это на нас должны равняться, а не мы на них. Такое сравнение — не показатель. Почему число пенсионеров у нас растет?

Максим Афанасьев: — В нашем городе комфортно жить, поэтому прирост населения обеспечивается и за счет миграционных потоков.

Александр Чепик: — Пользуются ли льготами работающие пенсионеры?

Максим Афанасьев: — Они действительны как для неработающих пенсионеров, так и для работающих (их в общем количестве около 24 процентов). В большинстве других городов — только для неработающих.

Мурат Тулебаев: — Объясните, почему лимит — 44 поездки? Как это определили?

Максим Афанасьев: — Автоматизированная система ведет учет льготников. Мы знаем, например, что более 70 процентов пенсионеров в месяц совершают не более 44 поездок. На этой цифре и остановились, чтобы быть последовательными.

Мурат Тулебаев: — Может, лучше не пенсионеров ограничивать, а дисциплинировать кондукторов?

Eкатерина Вешкурцева: — Как пенсионеры поймут, сколько поездок израсходовали? Зимой они ездят реже, с марта — чаще.

Максим Афанасьев: — Январь, действительно, самый пассивный месяц, но летом, по данным АСУ, увеличения количества поездок не наблюдается. Столько их использовано, сколько осталось — можно увидеть на чеке валидатора.

Игорь Ракша: — Мне кажется, что мы сейчас идем по тому же пути, что и объединение школ. Нас тоже убеждали, что от этого будет большая экономия бюджета. Может, перевозчики обосновали завышенный тариф?

Максим Афанасьев: — Технология расчетов утверждена, за основу берутся статистические данные, учитываются инфляционные процессы.

Игорь Ракша: — Почему мы ориентируемся на пример больших городов, а не Тобольска, например, где проезд стоит 18 рублей?

Максим Афанасьев: — На Алтае, например, и вовсе 14 рублей, но это не значит, что такой тариф экономически обоснован и покрывает затраты. Сделанные расчеты — абсолютно прозрачны.

Игорь Ракша: — Раньше проезд стоил пять копеек для всех городов. Никому было не обидно.

Максим Афанасьев: — В СССР не было коммерческого транспорта, и финансирование было одноканальным.

Мнения разные

После беседы в формате «вопрос-ответ» были выступления. Вначале — депутатов.

— Тема — непростая. И ситуации у пенсионеров разные, — начал Николай Романов, заместитель председателя городской Думы. — Кто-то чаще ездит зимой — возит внуков на занятия, кто-то — в дачный период. На политсовете партии «Eдиная Россия» предложили такое решение: неиспользованные за месяц льготные поездки переносить на следующий. Тогда можно экономить в один сезон, чтобы использовать в другой. Технические возможности для этого найдутся.

Максим Афанасьев пояснил, что система в таком режиме пока не работала, необходимо проконсультироваться с программистами, насколько это возможно. До заседания городской Думы ответ будет дан.

— Вопрос болезненный и социально-значимый, — говорит Мурат Тулебаев. — Особенно, когда уровень жизни падает, а цены растут. Коллега опередил меня, я хотел внести аналогичное предложение. Но чтобы оно распространилось также на школьников и студентов.

— Нам приводят доводы, что тариф надо повышать из-за того, что пенсионеры часто ездят по чужим транспортным картам. Мне такие обвинения кажутся голословными, — высказал свою точку зрения Александр Чепик. — И не надо позориться — вводить ограничения.

— В таких вопросах надо быть честными и обсуждать такие темы с большим количеством общественников, — продолжил Алексей Чирков. — Может, лучше было бы не копить поездки, а увеличить их лимит?

— Надо отложить принятие проекта, чтобы вначале обсудить его с людьми, — добавил Игорь Ракша.

А как народ?

Нечасто на заседаниях комиссий собираются полные залы. Eще реже — люди выходят к микрофону. На этот раз на выступление записались 10 человек. Категоричность высказываний зашкаливала. Вера Гуглич, например, пугала транспортным коллапсом и предлагала сделать проезд в автобусах для всех бесплатным. Владимир Холодов назвал проект скоропалительным, «лучший город земли», по его мнению, не вправе увеличивать тариф и ограничивать пенсионеров. Ришад Аитов настаивал на том, что для экономии бюджета лучше в 2,65 раза сократить зарплаты чиновников. Павел Коршаков принес петицию с 1200 подписями, в которой лимитирование льготных поездок названо «необоснованным и оскорбительным для пенсионеров». По его подсчетам, летом, например, некоторые дачники в месяц ездят на автобусе до 200 раз. Геннадий Иванов припомнил всем, как над ним смеялись, когда он настаивал на том, что надо и в маршрутках брать билет, что нельзя пользоваться чужим проездным, иначе введут лимиты. Николай Рябцев требовал проект снять с рассмотрения, направить председателю городской Думы и объявить публичные слушания. Представитель «Народного фронта» Анатолий Савосин тоже говорил о справедливости, обоснования проекта назвал ничтожными и даже вспомнил слова президента Путина: «Что же вы натворили?»

Обстановка накалилась. Голосование за проект было нервным: «за» — 8 депутатов, «против» — три.

Но точку в этой теме поставит 22 декабря заседание городской Думы.

***
фото: Заседает комиссия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта