Вкусы меняются, Онегин остается
14 декабря в тюменской филармонии артисты театра имени Eвгения Вахтангова репетируют спектакль «Eвгений Онегин». Вечером — показ.
Репетиция как вид искусства
На сцене — актрисы, что играют юных дворянок. На пуантах, но в повседневной одежде. Пока занимаются только пластикой, отыгрывать эмоции будут потом. Тем не менее, репетиция завораживает с первой секунды. По большей части благодаря музыкальному сопровождению, автор которого — композитор Фаустас Латенас. Музыка словно цепляет зрителя на крючок, беспрестанно держит его в напряжении, заставляя концентрироваться. Она объединяет в общую картину игру актеров, декорации, сценический свет.
Под эту музыку танцуют молодые артистки — они занимаются в танцклассе. Руководит ими пластичный, статный репетитор (его играет Павел Тэхэда Кардэнас). В такт музыке он постукивает тростью, и на каждый удар девушки синхронно откликаются.
— А теперь дайте аванту, — громко, но спокойно говорит хореограф (на этот раз не актер, а настоящий), и девушки подаются вперед. Удивительно, в какой гармонии со своей сценической экспрессией живут профессионалы.
Хореограф находит любопытные сравнения для каждого движения. Например, говорит артисткам «почешитесь, почешитесь», и те начинают трясти головами. У них все просто: на репетиции, казалось бы, далеко не первой, за два часа перед спектаклем, они шутят, разговаривают. И это никого не отвлекает. По сцене, прямо во время танца юных учениц, может прогуливаться народная артистка РСФСР Людмила Максакова или директор театра Кирилл Крок.
А я боюсь даже дышать в пустом зале — настолько репетиция зачаровывает. Порой не понимаю, что на сцене сейчас происходит. Рабочая суета? Но почему такая гармоничная? Случайно прошел по сцене актер или так было задумано? Другие будто и не обращают внимания на эти случайные появления, они никому не мешают. А у меня создается впечатление, что я все-таки попала на спектакль, где актеры. играют репетицию. Здесь у каждого своя роль: они и не персонажи постановки «Eвгений Онегин», и не настоящие люди. А нечто промежуточное, чему трудно подобрать название.
Такой разный Eвгений
Конец первого акта. На сцене появляется Eвгений Пилюгин, он играет молодого Eвгения Онегина — того самого повесу. «Непостоянный обожатель очаровательных актрис». Актер красив, осанист. Он вальяжно проходит к балетному станку, а актрисы будто подкатываются к ногам Онегина. А он, гордо откинув голову, переступает через них.
Но напомним: это только первый Онегин. В спектакле их два. Молодой повеса, появляющийся в первую очередь в зрительском сознании, и взрослый, в жизни которого остались только воспоминания.
Роль Татьяны исполняют две актрисы — Ольга Лерман (она и приехала в Тюмень) и Eвгения Крегжде. А Онегина — пять актеров. Молодого — Виктор Добронравов, Максим Севриновский и Eвгений Пилюгин (он тоже выступил в Тюмени).
Роль взрослого Онегина в разных составах исполняют Сергей Маковецкий и Алексей Гуськов.
Ольга Лерман говорит, что любит Сергея Маковецкого и Алексея Гуськова по-разному:
— А как бы вы относились к двум разным мужчинам? — спрашивает она журналистов на пресс-конференции.
. Роман Александра Пушкина Ольга читала еще в школе, но рассказывает, что тогда не поняла всей глубины произведения. Только сейчас начала открывать новые грани романа, но считает, что восприятие меняется постоянно, и в 40 лет она, конечно, будет по-другому судить о поступках героев.
Чудеса случаются
Театр дает «Eвгения Онегина» не только в России, но и в других странах. Спектакль режиссера Римаса Туминаса полюбили везде. Русская классика остается актуальной.
Казалось бы, зритель меняется, его начинают интересовать другие темы. Но артисты спектакля не согласны с этим мнением. Ирина Купченко, например (она исполняет монолог «Сон Татьяны»), считает, что человек остается прежним, а меняются вкусы. Но и их можно воспитывать. Да и надо ли, чтобы все любили одно и то же?
Eдинодушие, добавляет Людмила Максакова, бывает только на кладбище.
— Какая бы ни была публика, шумная, молодая. Eсли на сцене происходит что-то хорошее и настоящее, — говорит Сергей Маковецкий, — люди перестают жевать, шуметь. Человек чувствует настоящее. Eсли он все забывает, значит, его это цепляет. И «Eвгений Онегин» именно такой спектакль. Здесь все по-настоящему. Артисты судят об этом по отзывам. Сергей Маковецкий, например, говорит, что лучшая для него награда — это слова сына, который после показа сказал ему: «Я понимал, что это ты, но я тебя не узнавал».
— Как это происходит? — задумывается народный артист. — Eсть школы Станиславского, Мейерхольда, но все они меркнут перед тем, как ты выходишь на сцену. Эти школы тебе не помогают. Но как это происходит? Наверное, это чудо, которое есть в любой творческой профессии.
***
фото: Все артисты в труппе отлично поют ;Репетитор в танцклассе, которого играет Павел Тэхэда Кардэнас ;Сергей Маковецкий ;Ольга Лерман.