В российском доме окна на все стороны
«О, Запад есть Запад, и Восток есть Восток, и с мест они не сойдут», — восклицал поэт Редьярд Киплинг.
Модератор недавних «Губернаторских чтений» профессор Святослав Каспэ в своем вступительном слове заявил прямо, что «о Востоке готов рассуждать любой, хотя мало кто на самом деле понимает Восток». И даже настаивал, что «никакого Востока не существует, как и Запада», поскольку существуют «колоссальные различия между отдельными частями и Запада, и Востока».
Тем временем, российский мир, видимо, устав выглядывать в прорубленное триста лет назад окно в Eвропу, все чаще посматривает в противоположную сторону: что принесет восточный ветер?
Вот и тема чтений была озаглавлена четко: «Куда подует ветер с Востока? Россия в новой стратегической реальности».
Основной докладчик — профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский (по словам Каспэ, «востоковед настоящий, игрок действующий») сначала бегло очертил круг основных игроков современного Востока: Япония, Южная и Северная Корея, Филиппины, Индонезия. И лишь затем перешел к предмету своего исследования. Как сказал Юрий Тавровский: «Самый интересный источник ветра — Китай».
(Действительно, интересно. На памяти моего поколения образ восточного соседа изменялся несколько раз. От «бедного родственника» могучего Советского Союза до дерзкого противника, обличавшего «советский ревизионизм» и готового к вооруженному конфликту ради клочка суши подле правого берега реки Уссури. В обозримом периоде была «культурная революция», «большие скачки», маршал Линь Бяо, смерть председателя Мао, возвращение во власть опального Дэн Сяопина и незамеченный большинством из нас взрывной рост китайской экономики.)
Юрий Тавровский, то погружаясь в прошлое (к опиумным войнам XIX века, к Гоминьдану и «великому походу», который военные историки чаще считают отступлением, к провозглашению КНР в 1949 году), то возвращаясь к реалиям уже XXI века и к нынешнему руководству этой страны, рисовал перед слушателями портрет сегодняшнего Китая, готового бросить (и время от времени бросающего) вызов крупнейшей стране западного мира.
(Запись на полях конспекта лекции. Нередки утверждения, что Великая китайская стена не имела никакого военного значения, что была скорее декоративной. Мне кажется, что эта стена скорее существует в нашем сознании и до сих пор мешает многим из нас познавать, узнавать и, следовательно, понимать Китай).
Профессор Тавровский цитировал слова китайского лидера Си Цзиньпина, что период, когда о Китай вытирали ноги, никогда больше не повторится.
Председатель Си наметил три рубежа, к которым должен стремиться Китай. 2021 год — сто лет со дня избрания Сунь Ятсена президентом Китайской республики — всеобщее благосостояние. 2049 год — столетие КНР — Китай, процветающая держава мира, производящая более 30 процентов мирового ВВП. Следующий рубеж, планирование которого, по словам докладчика, уже началось, — 2078 год — столетие с начала реформ Дэн Сяопина.
— Ни у одной державы нет такого долгосрочного плана, — говорит Юрий Тавровский. — Это одна из сильных сторон Си — все более-менее знают, куда будут идти. Я очень сильно им завидую.
(. Листаешь свой конспект и ловишь себя на мысли, как о многом хотелось бы пересказать).
О мировоззрении группы в руководстве Китая, которую возглавляет Си (. вроде они коммунисты, но они очень не любят Советский Союз, зато изучают опыт крушения советской власти; возвращение к конфуцианским ценностям; изучение наследия первого президента Китайской республики Сунь Ятсена и трех его принципов: народовластие, независимость, благосостояние.).
О борьбе за соблюдение партийной дисциплины как форме борьбы с коррупцией (докладчик: Китай не может обойтись без коррупции, «обогащайтесь!» — один из лозунгов Дэн Сяопина; сейчас аппарат управления полупарализован.).
Взаимоотношения Китая с Россией. Взаимоотношения Китая с США. Передача власти по-китайски. Рассуждения о возможности восстановить «шелковый путь».
Три содоклада, прозвучавшие следом, играли, на мой взгляд, декоративную роль. За исключением выступления представителя Торгово-промышленной палаты Тюменской области Максима Доротова о проблемах тюменского экспорта в Китай.
. Понятно, что столь концентрированный, хотя и очень бегло мной пересказанный доклад профессора Тавровского, вызвал массу вопросов — положительных и отрицательных. Однако наш гость, в прошлом радиожурналист, работавший на Иновещании, продемонстрировал хорошую подготовку и в этом плане. Например, отвечая на едкий вопрос: зачем дует этот ветер с Востока, гость процитировал слова президента Владимира Путина: «Дай бог поймать китайский ветер в паруса нашей экономики».
Выступая в заключение, губернатор Якушев отметил, что движение двух стран навстречу друг другу заметно, но «говорим мы пока на разных языках». Когда начались санкции, «мы кинулись на восток, и оказалось, что китайского мы совсем не изучали. Пройдет время, мы обязательно научимся. Работа идет».
***
фото: