Они мечтают о большой сцене
Пока дети с хореографом Артемом Костяным выделывают па в стиле хипхоп под громкую музыку, родители толпятся у дверей танцевального класса, отчаянно жестикулируя и подпрыгивая. Повторяют за юными танцорами движения.
Обычное дело: все родители инстинктивно открывают рты, когда чадо читает со сцены стихи, но здесь другой случай. Толпящихся в дверях класса мам и пап рассекречивает шестилетний Андрей:
— Ма-а-а-ам, ну почему ты не идешь танцевать?!
Мама Настя первой отступает от дверей, запахивая куртку, под которой — а я сразу и не разглядела — спортивный костюм. Другие мамы, а за ними и папы тоже кутаются в верхнюю одежду, пятятся от меня и предупреждают:
— Мы туда не пойдем — там фотограф, а мы на фотографиях плохо получаемся!
Вообще-то, родители тоже должны быть сейчас в классе: в музыкальном спектакле, который готовят участники детской театральной студии «Балаганчик», взрослым отведены второстепенные, но не менее колоритные, чем у девчонок и мальчишек, роли. Но, как выяснилось, взрослым, не имеющим актерского опыта, гораздо сложнее раскрепоститься перед зрителями, а тем более перед фотокамерой.
— Хотя по сравнению с первыми совместными репетициями прогресс, конечно же, есть, — рассказывает руководитель театральной студии Марина Шидова. — У наших мам и пап уже и хип-хоп танцевать получается, хотя никто из них раньше этого не делал.
Идея ввести в детскую постановку взрослых возникла спонтанно: родителям предложили присоединиться к репетиции, чтобы не скучали в коридоре, а те несмело, но согласились. Теперь — словно сами дети — подшучивают над неудачами друг друга и искренне радуются, если их похвалит педагог.
В «Балаганчике» преподают хореографию, вокал и сценическое искусство. Марина Шидова, которая раньше ставила спектакли исключительно для взрослых актеров (в студии «Своя радуга»), переживала о том, как поведут себя на сцене дети. А вдруг впадут в ступор от стеснения?
— Было и такое, — говорит Марина. — Ребята стеснялись даже не столько выходить на сцену, сколько друг друга. Но сейчас это уже не про них. Они стали сплоченной командой и даже немного повзрослели с первой нашей встречи. Каждый чувствует свою ответственность за общее дело, и никто без уважительных причин не прогуливает репетиции.
Наоборот, подтверждают родители, ждут не дождутся дня, когда надо идти в студию. Все остальные дни устраивают концерты для своих домашних и… соседей снизу. Тем на время, что готовится спектакль, придется привыкнуть к балаганчику над головой: с танцами, песнями, музыкой, мычанием, кукареканьем и блеянием. Да, ребята по задумке режиссера вживаются в роли обитателей фермы. Им предстоит сыграть на сцене свинку, барашка, куриц, петушка, корову… Поначалу торговались: а почему это я буду коровой? А после того, как Марина Шидова в красках расписала детям преимущества каждого животного, влюбились в своих персонажей и после репетиций подолгу не могут выйти из образа: по дороге домой выплясывают лезгинку. Eе животные с фермы тоже танцуют — и хип-хоп, и народные танцы. А еще они поют и хулиганят на сцене. В общем, делают все, что так любят дети.
По словам Марины Шидовой, для первого раза она постаралась подобрать для начинающих актеров такую постановку, в которой они смогли бы выпустить пар и вдоволь наиграться. А в дальнейшем режиссер мечтает поставить спектакль на военную тему. Уже сейчас она видит в носящихся по танцевальному классу на четвереньках детях актерские задатки, которые — если их развивать — могут сослужить ученикам «Балаганчика» хорошую службу. Eсли они и не свяжут свою жизнь со сценой, то наверняка пробьют себе дорогу к любой другой профессии. Малыши уже и сейчас с легкостью завязывают беседы с незнакомыми им раньше взрослыми экспертами, которые приходят на репетиции. И не боятся критики в свой адрес: ребята выдержали испытание первыми зрителями — к ним на репетиции в Дом культуры «Железнодорожник», периодически заглядывают местные сотрудники.
Вывести «Балаганчик» на суд большой аудитории Марина Шидова планирует весной. Больше, чем режиссер, этого ждут, пожалуй, сами дети.
***
фото: Хореографу Артему Костяному приходится быть не только учителем танцев, но и воспитателем ;Мама Настя — самая смелая, решилась при нас присоединиться к репетиции ;Танец маленьких утят в хип-хоп обработке ;Еву готовят к репетиции ;Вживаясь в роли, юные актеры бегают, прыгают и ходят на четвереньках.