Желание кристальной ясности
Как ни печально осознавать, но все мы однажды станем хуже видеть — это не вопрос «если», это вопрос «когда».
И, скорее всего, причиной ухудшения зоркости станет катаракта. Среди обратившихся к офтальмологам пациентов от 60 лет половина имеет это заболевание, среди людей старше 80 лет — практически все. Но и молодые порой страдают катарактой. В частности, она нередко идет рука об руку с сахарным диабетом.
Катаракта — это помутнение хрусталика глаза; нашей биологической линзы, проходя через которую, преломляется свет. Распространенность этой болезни, граничащая с неизбежностью, огорчает. Но радует, что и бороться с нею современные врачи наловчились.
К примеру, до конца этого года в нашем регионе количество прооперированных больных катарактой достигнет пяти с половиной тысяч. В следующем году, вероятно, очереди из нуждающихся в пересадке хрусталика не останется вовсе.
В начале нынешнего года глава области Владимир Якушев поручил организаторам здравоохранения найти способы сократить очередь на офтальмологические операции вообще и на лечение катаракты в частности. А не так давно на заседании президиума регионального правительства Инна Куликова, директор департамента, отчиталась о работе, проделанной в этом направлении.
По ее словам, в Тюмени катаракту оперируют в областных больницах N 1 и N 2, офтальмологическом диспансере; также процедуры проводят в областных больницах N 3 и N 4 в Ишиме и Тобольске. Но, как оказалось, мощностей этих клиник было недостаточно — раньше в год удавалось пролечить около трех тысяч пациентов.
— В нынешнем году хирургические офтальмологические службы стали работать интенсивнее; использовались стационарозамещающие технологии, пациентов госпитализировали даже в воскресные дни, — отметила директор департамента.
Кроме того, для областных больниц Ишима и Тобольска закупили специализированное современное оборудование, позволяющее более технологично проводить замену хрусталика, благодаря чему длительность операции сократилась в два раза.
В Тюмени с медтехникой и так все было в порядке. А вот новый прозрачный электронный лист ожидания облегчил жизнь всем. В него в режиме реального времени заносятся данные о пациенте, поликлинике, направившей его на операцию, и клинике, которая будет оперировать, дате проведения операции. Красота! Особенно если вспомнить, что все больше пенсионеров могут зайти в Интернет и найти интересующую их информацию самостоятельно, без помощи детей и внуков.
. Понятно, что слова страшные: «операция», «пересадка». Но, по сути, процедура хоть и хирургическая, однако совсем не сложная и не опасная. Достаточно сказать, что проводить ее начали еще в 50-е годы прошлого столетия. Английский хирург Гарольд Ридли обратил внимание, что военные пилоты, сражавшиеся во Второй мировой войне и получившие ранения глаз из-за пластиковых осколков кабины, не имели никаких побочных реакций после того, как им оказывали помощь. Это навело его на мысль, что пластик не отторгается глазным яблоком. Первый искусственный хрусталик он сделал из органического стекла. Теперь хирурги используют более эластичные материалы, чтобы новый хрусталик можно было установить через мельчайший разрез.
Конечно, имплантация искусственного хрусталика, как и любая другая хирургическая процедура, не лишена возможности некоторых осложнений, вроде инфекции, смещения имплантата. Но ведь все остальные способы, начиная с глазных капель и заканчивая народной медициной, не лечат катаракту вообще. Максимум — могут затормозить развитие болезни.
***
фото: Специалист офтальмологического диспансера проверяет зрение пациента.