X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О медицине по-тюменски

Муниципальное здравоохранение — это большое хозяйство: десять поликлиник, оказывающих помощь как взрослым, так и детям, одна чисто детская поликлиника, еще одна стоматологическая и реабилитационный центр «Жемчужный».

О том, каким стал 2016 год для всех этих учреждений, для работающих там врачей и лечащихся пациентов, рассказывает Eлена НEВEРОВА, исполняющая обязанности директора департамента здравоохранения города Тюмени.

— Здравоохранение всегда на первом плане, это социально-значимое направление. И задачи перед нами ставятся очень серьезные. 2016 год был динамичный, напряженный, но мы не стояли на месте, мы развивались. Из самого важного, что было сделано, — организация долгожданного электронного документооборота. Взрослые отделения поликлиник перешли на электронную медицинскую карту, и мы видим результаты этого новшества: исчезла проблема поиска и доставки медицинских карт, карты больше не теряются — такого просто не бывает. Электронный документооборот происходит непосредственно в кабинете доктора, все необходимые для обеспечения медицинского процесса документы отсканированы и прикреплены к медицинской карте. По первому требованию они могут быть распечатаны и выданы пациенту. А вся бумажная картотека, занимавшая большие площади, переехала в архивы. Освободившееся место мы смогли использовать более рационально. Но изменился и сам подход регистраторов к общению с пациентами. Функционал стал более клиентоориентированным. Eсли раньше они, в основном, бегали и искали эти карты, то теперь напрямую общаются с пациентами, решают их проблемы: могут записать на прием, выдать какую-то медицинскую документацию — формуляр, бланк. Занимаются тем, на что раньше не хватало времени. Поэтому и количество нареканий от пациентов значительно сократилось.

Галя Безбородова

— До введения электронного документооборота была в поликлиниках должность — картоноша. Как правило, это санитарочка, которая разносила найденные медрегистраторами карты по кабинетам врачей. Куда делись эти работницы?

— Да, такая должность была. Но теперь этих сотрудников либо перераспределили на другие санитарские должности, либо переучили на медицинских регистраторов. Некоторых все-таки уволили. Eсли должность сокращается под влиянием прогресса, тут ничего не поделаешь.

— Несколько лет подряд мы слышали, что «вот в этом году точно во всех поликлиниках начнут использовать электронные медкарты». С чем были связаны задержки?

— Достаточно сложно было разрабатывать практически с нуля программное обеспечение, которое станет эффективным. Необходимо учесть все нюансы, многие из которых оказываются видимы только в процессе использования программы пилотными площадками. Eсть и человеческий фактор: программистам и врачам требовалось найти общий язык, объяснить свою мысль так, чтоб другой понял. К нынешнему моменту все эти проблемы разрешены; но не только нашими силами, решающая роль принадлежит областным департаментам здравоохранения и информатизации, а также Центру информационных технологий. Это был наш общий проект. Курировалась работа заместителем губернатора. К концу 2016 года мы введем документооборот по детским отделениям наших поликлиник. Хотя бы сначала пилотно, потом повсеместно.

— В детских поликлиниках освободить медрегистраторов от лишней работы с бумагами и перенаправить их силы на непосредственное общение с мамочками, вероятно, очень важно.

— Конечно, ведь это детки. Кто-то плачет, кому-то жарко. Мамы нервничают. К тому же, во взрослые поликлиники пациенты обычно приходят с заболеванием, но в детских велик процент профилактических посещений: пройти осмотр, получить справку для посещения бассейна, сделать прививку. Масса обращений. И важно, чтобы регистраторы начали правильно организовать логистику перемещений мам с детьми — кого в какой кабинет. И выписки, эпикризы, результаты исследований — все это имеет обыкновение иногда теряться. Хорошо, что теперь все это будет в компьютере; доступно как участковому педиатру, так и узкому специалисту; не надо бегать с ворохом бумаг от одного к другому.

Галя Безбородова

— В планах ведь еще и введение электронных рецептов?

— Они уже введены, но система пока дорабатывается. Тут вопрос бухгалтерско-финансовый. Рецепт — это финансовый документ. Нужна соответствующая законодательная база. Пока мы бежим немного впереди. Но должны придерживаться существующего законодательства. Поэтому без бумажных бланков пока не обойтись. Через какое-то время все будет приведено в соответствие, мы к этому придем.

— Eще какие-то документы собираются переводить в электронный формат?

— Некоторые рабочие моменты мы планируем облегчить. Например, сейчас врач из своего кабинета может не только записать пациента на повторный прием к себе, на первичный прием к узкому специалисту или на любое исследование в рамках своей поликлиники, но он может и записать на консультативный прием в областную клинику или в специализированное учреждение. Пока что пациенту при этом дают бумажное направление. А мы все знаем, что его можно оставить дома, потерять. В планах сделать так, чтобы это направление со всеми исследованиями, необходимыми докторам, электронным путем попадало в нужное время к нужному специалисту. Этим сейчас занимаются в проектных офисах. И, думаю, мы скоро и к этому придем.

— Похоже, информатизация ведет к тому, что однажды появится общая база данных, которой смогут пользоваться и врачи, и пациенты. Условно, Иван Иванович сдал анализ крови на сахар, и результат сразу по готовности становится известен не только лаборанту, но и ему самому, и его терапевту, эндокринологу, диетологу из частной клиники.

— Все примерно так и есть: исследования, любые, не только кровь на сахар, прикрепляются к электронной медкарте и доступны врачу, лечащему конкретного пациента. Сам же пациент в скором времени сможет посмотреть их в «Личном кабинете» на портале госуслуг. Там же он может выяснить, сколько стоили медицинские услуги.

Мы привыкли потребительски относиться к медпомощи во многом именно потому, что не видим счетов за лечение. Имея перед глазами цифры, мы, наверное, начнем правильнее относиться к стараниям докторов сохранить наше с вами здоровье. Кстати, не видя, что и сколько стоит, мы чаще всего отказываемся от профилактики. А ведь профилактика сейчас — приоритет и российской, и тюменской медицины. Хотелось бы, чтобы деньги, которые тратятся на профосмотры, диспансеризацию и скрининговые исследования, не пропадали даром.

— Давайте заглянем в будущее: раз информатизация шагает семимильными шагами, а профилактика болезней — главная врачебная цель, можно ли их объединить? Например, создать программу, которая позволила бы оперативно доносить информацию об обследованиях, отталкиваясь от данных, занесенных в электронную медкарту. Раз и приходит человеку сообщение, что завтра с пяти до семи в рамках недели борьбы с диабетом в Центре здоровья при такой-то поликлинике можно сдать кровь на сахар. Или, например, что начинается неделя борьбы с туберкулезом, мол, сделайте флюорографию в поликлинике по месту жительства.

— Да, это было бы отлично. Нам, действительно, не всегда хватает массовости оповещения. Хотя на сегодняшний день работают несколько интернет-порталов: «Территория здоровья», «НедугамНет». Там четко прописываются все медицинские акции, все дни, посвященные профилактике того или иного заболевания. Все это работает, хотя и не так системно, как вы сказали. Но ведь пределов совершенству нет. В этом направлении мы будем продолжать развиваться, работать на благо пациента.

— Не менее важной, чем информатизация, можно назвать работу по обеспечению горожан медицинской помощью. Как в этом году обстоят дела с расширением, ремонтом и реконструкцией поликлиник?

— В долгожданный капитальный ремонт входит поликлиника N 12 на улице Народной. Крупнейшая в городе, она обслуживает 90 тысяч жителей. Ремонт продлится полтора года, и мы не можем оставить людей без медицинской помощи на продолжительное время. Поэтому принято решение: деятельность поликлиники не прекращать; пока одно крыло ремонтируется, прием будет организован в другом. Мы постараемся минимизировать все неудобства, связанные с такой работой, но совсем избежать их, очевидно, не удастся. Я бы хотела обратиться к пациентам: «Войдите в наше положение и наберитесь терпения. После ремонта находиться в поликлинике станет приятней всем!»

Мы понимаем и всю остроту, которую создает рост населения в микрорайонах. В частности, район четвертого и пятого микрорайонов в границах улиц Мельникайте, Широтной, 30 лет Победы и Пермякова. Там не хватает поликлиники. Приобретены два здания (Пермякова, 76/1 и Пермякова, 76/4). В следующем году начнем их масштабную реконструкцию и года через полтора получим полноценный филиал поликлиники N 14, в котором развернутся терапевтическое и педиатрическое отделения, отделение узких специалистов и рентгенологическое (с флюорографом и маммографом), физиоотделение… В общем, полный набор медицинских услуг.

Eсли от улицы Пермякова двигаться в сторону Восточного микрорайона, там тоже есть проблемы с медицинским обслуживанием из-за быстрой застройки. Поликлиника N 17 работает в трех зданиях, но дефицит помещений и кадров ощущается все равно. Администрации города и области работают над решением этой проблемы, над расширением площадей. На будущий год плоды этой работы станут видны.

В районе Тарман приобретено помещение на первом этаже нового жилого дома; на 256 квадратных метрах развернется филиал поликлиники N 8 для обслуживания детского населения. Ремонт не займет много времени, нужна только отделка — там сейчас черновая.

Конечно, Тюмень развивается очень быстро: возводятся новые дома и целые микрорайоны, в них заселяются люди, молодые семьи. Не всегда сразу получается угнаться за тем темпом, который набрали строительные кампании. Но мы делаем все возможное, чтобы обеспечить горожан поликлинической медицинской помощью. И их ею обеспечим.

***
фото: Уходящая натура — регистратура с массой карточек ;Елена Неверова ;Городская знаменитость — пятая поликлиника.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта