Еще не короли, уже не пешки
Не первый год в нашей стране действует образовательная программа «Шахматы в школе» для учеников первых-четвертых классов.
Идея сама по себе не нова. Обучение шахматам давно входит в школьную программу в ряде стран — в Азербайджане, Армении, Венгрии, Польше, Испании и других. Мы решили узнать, как на практике осуществляется реализация этого проекта в Тюмени. Около 50 школ города вовлечены в данную программу. В областном шахматном центре А.E. Карпова нам посоветовали наведаться в 88-ю.
Здесь шахматный класс был создан в этом учебном году на базе математического 1-го «ж». С первоклашками три раза в неделю работает тренер-преподаватель СДЮСШОР N 4, кандидат в мастера Федор Рындин. Для ребят это факультатив, но все 32 списочные «единицы» изъявили желание заниматься интеллектуальным видом спорта. Сразу после уроков дети делятся на две группы, и каждая постигает азы мудрой игры в течение 40 минут.
. Итак, дети в классе. Федор Федорович проверяет, как они усвоили материал. Мальчишки и девчонки решают задачки. На каждый вопрос тренера — лес рук и неподдельный интерес к предмету в глазах у каждого.
— Главный смысл программы «Шахматы в школе» заключается в том, чтобы как можно больше детей увлечь этим видом спорта, — рассказывает Федор Рындин. — Шахматы несут в себе большую пользу для ребенка: развивают логическое мышление, память и умение принимать самостоятельные решения, что обязательно пригодится в будущем.
У детей есть рабочие тетради, книги с шахматными задачами. Разве что юные интеллектуалы избавлены от домашнего задания. Однако тот, кто не занимается дома, прогрессирует медленнее. Это вполне логично: 40 минут занятия в общей группе — все же маловато. Поэтому многие первоклассники решают задачи дома, а также играют партию-другую со своими папами и мамами. Также в обучении помогают и современные технологии.
— Eсть специальные компьютерные программы для детей, — продолжает Федор Рындин. — Например, одна из них называется «Шах и мат». Суть заключается в том, что пират стащил фигурки у привидения, поэтому оно не может покинуть замок. Eсли ребенок обыграет в шахматы привидение, тогда он может сыграть с пиратом. За каждую победную партию морской волк отдает пешку. На начальной стадии обучения с детьми необходимо больше играть. Через игру они лучше все воспринимают.
. Когда девчонки и мальчишки садятся за черно-белые доски, начинаются шум и гам. Страсти кипят, эмоции переполняют. Кто-то после неудачной партии плачет, а кто-то, потеряв ферзя, отказывается продолжать поединок.
Однако среди первоклассников есть и вполне опытные шахматисты, занимающиеся несколько лет. Слышу, как одна девочка подсказывает однокласснице, какой ход сделать.
На вопрос: «почему не играешь?» Настя Прядко (так зовут девочку) отвечает: «все равно обыграю всех».
— А одноклассникам я поддаюсь, — продолжает она. — Расстроятся еще, будут переживать. Играю по-настоящему только с одной девочкой в нашем классе. На занятиях за одну успешную партию дают пешку, за десять выигранных пешек — конфеты. Но мне это не нужно, сладкое часто есть вредно, поэтому играю для удовольствия.
— А с чего началось твое увлечение шахматами?
— Когда мне было четыре года, мама попросила меня сыграть с ней в шахматы. Мне понравилось, поэтому с четырех лет хожу в секцию. Сейчас побеждаю маму, бабушку и тетю.
— А папу? — Ну, у него времени нет на шахматы. — Почему ты всех обыгрываешь? — Я все приемы знаю: захват на переходе, линейную атаку, шах в линию и другие комбинации.
. Как сообщил Федор Рындин, на следующий год обучения из самых способных ребят он собирается создать отдельную группу и готовить их по программе для будущих профессионалов. Перспективные дети в 1-м «ж» классе 88-й школы, по его мнению, есть.
***
фото: Ваня Слюнкин ;Настя Прядко ;Федор Рындин.