Время бабушек-кондукторов уходит?
Две недели на одиннадцатом, тридцатом, сто двадцатом и сто двадцать восьмом автобусных маршрутах работает новая система оплаты проезда — банковскими картами.
Система платы за проезд в общественном транспорте переживает новый виток. Пассажиры осваивают бесконтактные формы платежей. Скоро ни мелочь, ни рубли в кошельке для того, чтобы купить билет в автобусе, не понадобятся. Им на смену постепенно приходят банковские карты и мобильные телефоны с соответствующими приложениями.
Ускорение по карточкам
К новым формам расчетов люди привыкают трудно. От обычая расплачиваться стеклянными бусами в эпоху Великих географических открытий до перехода на бумажный денежный эквивалент прошло несколько веков. Современная экономика так долго ждать не может, и новые формы платы за товары и услуги внедряются, наверное, чаще, чем каждые 10 лет. Не так давно мы зарплату получали наличными в кассах, а банковских карт боялись как огня. Теперь — перечисление трудовых доходов на карточку стало нормой. К безналичным платежам в магазинах мы так привыкли, что найти в кошельке даже сотню наличных рублей иногда становится проблемой.
Безналичные платежи, освоив сферу потребительского рынка, постепенно перемещаются в транспортную. Причем, в тот сегмент, где далеко не у всех потребителей услуг есть на руках банковские карты. Зато с пластиковыми транспортными картами пенсионеры свыклись быстро. Уговаривать никого долго не пришлось, как только стало понятно, что такая форма проезда сулит выгоду. И консерватизм в оплате проезда как ветром сдуло.
Почти как в Лондоне
Образцом внедрения системы бесконтактных платежей в общественном транспорте и примером для подражания Алексей Григорьев, московский представитель компании «Mastercard», называет Лондон.
К полномасштабному запуску бесконтактных платежей в омнибусах и подземке власти столицы Великобритании готовились несколько лет. От пилотной апробации до внедрения на всех видах общественного транспорта понадобилось шесть лет. С характерной педантичностью и основательностью англичане просчитывали все плюсы и убирали минусы. И в 2013 году банковские карты и бесконтактные банковские платежи стали в параллель с многофункциональными транспортными картами. В первую очередь оплату транспортной картой и банковской привели к единому показателю по скорости. В общественном транспорте скорость расчетов — не только для удобства пассажиров, она кормит и самих перевозчиков. Eсли кондуктор работает медленно, то часть выручки пройдет мимо него. Пассажир может просто выйти на следующей остановке. По статистике, с использованием безналичных форм расчетов за проезд время на обилечивание одного пассажира сокращается в четыре раза.
Безналичная оплата банковскими картами снижает и издержки транспортного оператора. Eсли при наличных расчетах они составляют около 14 процентов от собранной суммы, то с безналичными сокращаются почти в два раза. Это дает возможность по той же карте предоставлять различные скидки и льготы.
— Яркий пример такого бонуса — бесплатные пятницы и различные транспортные мотивирующие программы, — рассказывает Алексей Григорьев. — Причем, в Лондоне программа бесконтактных платежей организована так, что не каждое предъявление банковской карты означает, что с нее сразу списывают средства. Достаточно в начале поездки на любом транспорте приложить карту к терминалу — пойдет первая пробная авторизация, и все поездки в течение дня будут аккумулироваться на едином счете и спишут в конце одним списанием. Таким образом, банковская карта становится билетом со своим номером и всеми опциями. По ней же можно приобрести проездной билет на месяц или получить тарифные скидки по количеству поездок.
К внедрению такой же системы бесконтактной оплаты движется и Россия. Тюмень и здесь вместе с Москвой, Новосибирском, Казанью — в числе пионеров.
— Опыт Лондона показывает, что 70 процентов вновь предъявленных банковских карт теперь применяются в транспортной инфраструктуре, — говорит Григорьев.
Когда люди учатся платить и понимают все плюсы платежа картой, внедрение нового идет быстро. Сейчас бесконтактные технологии платежей используют при расчетах за разные виды услуг в 77 странах мира.
Вспять не повернуть
Организаторы этого масштабного проекта по внедрению технологии бесконтактных платежей на транспорте, который в России реализует «Газпромбанк» совместно с «Mastercard», смотрят на ситуации реалистично. Бабушек-кондукторов еще никто не списывает со счетов. Все формы оплаты — и традиционная, и новая — еще долгое время будут существовать параллельно. Первое время неизбежны и какие-то накладки при реализации. Например, в Тюмени не все автобусы маршрутов NN 11 и 30 принимают оплаты по банковским картам. Сбои происходят, автобусы выходят на этот маршрут на замену. Но, по словам Романа Шулепова, представителя компании «ТТС», такие трудности — временные. Зато курс на внедрение бесконтактных платежей уже не изменить. А возможно, через пару десятков лет он будет единственно возможным.
***
фото: Алексей Григорьев оплачивает проезд в тюменском автобусе с помощью мобильного телефона ;Терминал для расчета за проезд банковской картой ;Кондуктор автобуса N 30 Светлана Подшензякина.