Музыка без слов
В последнее время тюменцев по выходным дням регулярно радуют инструментальной фолк-музыкой в школе йоги «Мудра». Не стало исключением и нынешнее воскресенье — в гости к нам приезжал омский «ШпильБэнд».
Но первыми на сцену вышли вовсе не они. «Разогреть» публику предстояло тюменскому коллективу под названием «Джая». Однако если обычно «на разогрев» выходят начинающие исполнители, то в этот раз команда, открывшая вечер, вполне могла составить хедлайнерам серьезную конкуренцию, ведь все музыканты в ее составе — не просто многоопытные, но и известные как в нашем городе, так и за его пределами.
О, дивный Восток! О, сказочный край!
Как признаются музыканты, название группы «Джая» выбрано на первое время. Может, оно останется, может — нет. Дело в том, что все они очень заняты семьей, работой, преподаванием и репетициями в других музыкальных проектах. «Джая» для них — любимый, но не постоянный проект, к которому возвращаются каждый раз, когда появляется такая возможность. И, в общем-то, понятно, отчего они так к нему привязались.
Ничего похожего в Тюмени еще не делали! Песчаные барханы пустынь, длинные вереницы караванов, долгожданная зелень оазисов и призрачное марево миражей — вот что встает перед глазами слушателей. И всадники с закрытыми лицами несутся вскачь, потрясая саблями.
В общем, весь многообразный колорит Востока в арабских, балканских и сефардских мелодиях, сыгранных при помощи гитары (Михаил Кушин) и баса (Стефан Eфименко), скрипки (Eкатерина Лазарева) и западноафриканского барабана джембе (Анастасия Угрюмова), арабского барабана дарбуки и необыкновенного духового инструмента диджерибона (Андрей Гузенко).
— Это современный гибрид обертоновой трубы диджериду, придуманной аборигенами Австралии и тромбоном, — объясняет Андрей Гузенко. — Диджериду как одно из первых приспособлений для извлечения звуков, созданных человеком, способен звучать лишь на одной ноте, хоть и имеет при этом очень большой диапазон тембра, сравнимый только с человеческим голосом. Eго современная версия за счет заимствования части конструкции от тромбона позволяет извлекать разные ноты и является полноценным музыкальным инструментом.
По словам Гузенко, определить стиль, в котором играет «Джая», достаточно сложно. Определенно, это этническая музыка, но. Главное, что сами музыканты прекрасно чувствуют, что им подходит, а что — нет. И подбирают композиции в соответствии со своим видением.
В итоге: нечетные ритмические размеры, делающие музыку более сложной и интересной; взрывная, чрезвычайно эмоциональная скрипка; тревожащие барабаны; великолепная гитара и вгоняющий в транс голос диджерибона — такое сочетание никого не оставит равнодушным!
И к перемене, как ветер в мае.
Группа «ШпильБэнд» хорошо известна жителям нашего города по фестивалю «Небо и Земля». Впрочем, мало какой фанат рискнет сказать, что знает, чего ожидать от этих музыкантов. Они играли современную этническую сибирскую музыку, старинные германские, нормандские и ирландские мелодии, музыку в индийском и африканском стилях, теперь же представили слушателям новые композиции собственного сочинения. Они пели на разных языках, теперь предпочитают чистый инструментал. Начинали с гремящих барабанов и будоражащей волынки, потом переключились на утонченную электромандолу и нежно звучащий вистл (латунную ирландскую флейту), теперь же в руках Сергея Компанийца электрогитара, лидер команды Антон Панькин взялся за дудук (деревянный язычковый музыкальный инструмент в форме трубки, популярный на Кавказе), и только пианистка Eкатерина Соломатина осталась верна своему синтезатору.
Впрочем, переменчивость тоже может быть фирменным почерком! В особенности, если от смены репертуара и инструментов не страдает качество. А у группы «ШпильБэнд» оно по-прежнему на высоте. И писать свои собственные произведения у них прекрасно выходит. Что они и продемонстрировали в первом отделении концерта. Взять хоть композицию «Из-за угла». Антон Панькин пошутил, что если кто-то снимает фильм про шпионов, то он готов отдать ее в качестве саунд-трека.
— А название такое, потому что в шпионских фильмах всегда все самое интересно происходит, когда герой выходит из-за угла, — пошутил фронтмен.
Эта музыка, как оказалось, и впрямь сочетает в себе напряженность и динамичность. Как раз подойдет для Джеймса Бонда. Но в то же время она очень мелодична, как и все новые композиции «ШпильБэнда», представленные на суд слушателей. Замена мандолы на гитару закономерно изменила общее звучание с чуть архаичного на современное электрическое. А в сочетании с синтезатором. Но, что интересно, дудук на этом фоне не теряется и звучит совершенно органично, добавляя тот необходимый элемент этники, без которого «ШпильБэнд» просто перестал бы быть собой.
Впрочем, нового помаленьку. Второе отделение музыканты посвятили старым и даже очень старыми песням. Не под волынку, конечно, но под аккомпанемент мандолы и все того же дудука, иногда сменявшегося на вистл. И, судя по громовым аплодисментам, фанатов это устроило.
***
фото: Антон Панькин ;Михаил Кушин, Анастасия Угрюмова, Никита Бирюков, Андрей Гузенко ;Слушатели довольны.