Как помочь ТСЖ стать прозрачнее
С января следующего года УК и ТСЖ могут быть оштрафованы за нераскрытие информации о своей работе.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства традиционно считается одной из самых консервативных. Здесь многое делается по старинке. Заставить эту махину двигаться в другом темпе и следовать передовым технологиям не так-то просто. Даже законодательные инициативы внедряются со скрипом. Самым действенным механизмом убеждения является коммерческая составляющая. Eсли за невыполнение каких-то требований управляющую компанию или ТСЖ ждет штраф, то выгодней их соблюдать. А еще лучше, не дожидаясь штрафов, внедрять нововведения, которые помогают существенно экономить время, силы, средства. Тогда усовершенствования воспринимаются не как чуждый элемент, а как инструмент в работе.
Одним из таких современных инструментов для многих ТСЖ и УК стала автоматизированная система управления «АСУ Жилищный стандарт». Eе используют уже около 200 УК, причем не только тюменских. Разработку наших программистов и коммунальщиков приняли уже в 13 регионах России — от Горного Алтая до Москвы. Программное обеспечение минимизирует вложение рабочего времени и сил в составление рутинной отчетности, которой так много в работе компаний, занимающихся обслуживанием жилого фонда. В коммуналке, как и в медицине, специалистам порой не хватает времени, чтобы заниматься своим прямым делом — лечить людей, ремонтировать трубы в подвале. Приходится корпеть над бумагами или ставить «галочки» в клеточках таблиц.
Федеральное законодательство, пытаясь сделать работу в сфере обслуживания жилого фонда более прозрачной, вводит новые инструменты, например, всероссийский сайт ГИС ЖКХ. Но чтобы заполнить все требуемые графы вручную, надо содержать дополнительный штат сотрудников. Или отвлекать мастеров от работы на участке. И жалоб населения от такого распределения сил не избежать.
— До 2010 года о нас говорили только плохое, — рассказывает Павел Столбов, директор УК «Жилищный стандарт». — Имя нашей компании стало чуть ли не нарицательным. Нас не ругал только ленивый. Диспетчеры боялись подходить к телефону — что ни звонок, то негатив. И мы задумались: «Почему так? Ведь мы же не кучка врагов, которые не хотят работать. Наоборот, вроде бы, стараемся сделать все, чтобы было лучше. А эффекта не видно».
Решение оказалось простым и в то же время революционным — внедрение автоматизации. Начали изучать опыт других городов, хотели такой программный продукт купить, но оказалось, что его еще не было в природе. Тогда в «Жилищном стандарте» сформировали команду программистов — набрали тюменцев, никого издалека не приглашали. И стали создавать автоматизированную систему управления для себя. И в 2012 году вышел первый модуль, «заточенный» на обработку входящей информации. Под него создали многоканальную диспетчерскую и ввели электронный документооборот. Тогда это можно было назвать «ноу-хау», сейчас по аналогичным системам работает большинство диспетчерских (или колл-центров) ресурсоснабжающих компаний.
— Аппетит, как известно, приходит во время еды, — продолжает Павел Столбов. — Поняв, что мы добились хороших показателей, пошли дальше. Юридический отдел предложил написать программу для автоматического взыскания дебиторской задолженности, чтобы не печатать иски вручную.
Так понемногу автоматизация пробралась в каждый отдел этой управляющей компании. «Сарафанное радио» быстро разнесло слух о новых эффективных формах работы по другим УК и ТСЖ. В 2014 году «Жилищный стандарт» поделился разработкой с двумя крупнейшими тюменскими компаниями — УК по ЭСЖФ и «Запад».
Сегодня программу «АСУ Жилищный стандарт» используют уже 24 тюменские управляющие компании, которые обслуживают почти половину всего жилого фонда города.
— О нас услышали и в других регионах, — с гордостью говорит Павел Столбов. — Полтора года назад к нам приехали из Eкатеринбурга и попросили установить это программное обеспечение у них. Так мы вышли на другие регионы.
Одним из самых востребованных модулей программы в последнее время стало раскрытие информации на портале ГИС ЖКХ. Законодательство требует, чтобы работа управляющих компаний была прозрачной для жителей, чтобы на этом сайте публиковались и все учредительные документы УК или ТСЖ, и формы годовой отчетности, и порядок начисления тарифов на разные виды жилищных услуг.
Но раскрывать эту информацию в полном объеме УК и ТСЖ не спешат — по разным причинам. Одни, возможно, пытаются что-то скрыть, другие — не придают должного значения такой открытости, третьи — просто не успевают. Даже среди членов областной ассоциации собственников жилья и обслуживающих организаций, куда входят более 40 наиболее активных и успешных тюменских ТСЖ и УК, не все, по данным Павла Столбова, числятся в передовиках. Некоторые даже еще и не зарегистрировались на портале ГИС ЖКХ. А ведь регистрация дело не добровольное, а обязательное. Со следующего года не примкнувших к этим рядам федеральное законодательство будет наказывать.
— В 2017 году все платежные документы, которые УК и ТСЖ выдают населению, в течение короткого времени надо размещать на ГИС, — напомнил коллегам Павел Столбов. — И если платежного документа в этой системе нет, то житель имеет право за жилищную услугу не платить. А госжилинспекция может прийти и оштрафовать УК или ТСЖ, если раскрытие не соответствует общим требованиям. Штрафы, которые придется выплачивать их председателям за нежелание быть открытыми для жителей, — до 30 тысяч рублей. Так что, пока есть время, стоит исправить недостатки и подумать, как работать дальше.
***
фото: Тарифы на уборку снега с придомовой территории тоже должны быть прозрачными ;Павел Столбов ;Председатели ТСЖ обсуждают новые правила расскрытий на ГИС ЖКХ.