Вопрос, которого не ждали
На минувшем заседании постоянной комиссии Тюменской городской Думы по социальным вопросам и городскому самоуправлению один из депутатов неожиданно попросил коллег рассмотреть вопрос, не стоящий на повестке, но, по его словам, очень срочный.
— Мать с сыном-младшеклассником оказались в мороз на улице, судебные приставы просто выгнали их из квартиры, — огорошил коллег депутат Игорь Ракша.
Из его эмоционального выступления следовало, что женщину выселили из муниципальной комнаты в общежитии по решению суда. Иск предъявлен департаментом имущественных отношений города Тюмени, поскольку документы на помещение не были оформлены должным образом, да к тому же скопился долг за коммунальные услуги — 80 тысяч рублей.
Часть коллег Игоря Ракши выступила против обсуждения заранее не заявленной темы; мол, вопросы жилого фонда не относятся к полномочиям комиссии по социальным вопросам. Другие депутаты сочли, что раз проблема есть, ее надо решить, пусть даже для этого и придется немного нарушить регламент.
Иван Дзуман, начальник правового отдела Думы, заметил, что дать слово Игорю Ракше можно будет после обсуждения заявленных вопросов повестки, в рамках того времени, которое специально отводится для выступлений депутатов.
. Но тема выселения матери с ребенком, конечно, наложила отпечаток на дальнейшие обсуждения. Говоря о плане нормотворческой деятельности Гордумы на 2017 год, депутаты коснулись юридических аспектов управления жилым фондом, находящимся в ведении муниципалитета. В частности, высказано мнение, что любые выселения, в том числе и проводимые на абсолютно законных основаниях, не стоит осуществлять в период отопительного сезона, то есть, попросту говоря, когда на улице холодно.
— Вот женщина с ребенком осталась без квартиры. Eсли ей дать сейчас муниципальное жилье без очереди, то отодвинутся малоимущие и многодетные, которые стоят в этой очереди по нескольку лет, — изменила угол рассмотрения проблемы депутат Альбина Селезнева. — Им что же, легче? Больше полутора тысяч горожан в этой очереди стоят! А у нас несколько сотен квартир муниципального резервного фонда пустуют только потому, что там не сделан ремонт. Проблема может быть решена, если разрешить селиться в неотремонтированных квартирах, находящихся на балансе города, но чтобы люди документ подписывали, мол, согласны и сами сделаем косметический ремонт.
Но Иван Дзуман пояснил, что, согласно Жилищному кодексу, жилое помещение может предоставляться только в виде, пригодном для проживания. Неотремонтированную квартиру или, например, без плиты, выдавать нельзя. И не получится эту систему сломать на уровне муниципалитета, надо сначала менять федеральное законодательство, потом региональное и только в конце — местное.
Однако идею Альбины Михайловны организовать круглый стол с представителями всех заинтересованных ведомств и обдумать, что можно сделать, Дзуман поддержал, так как обсуждение «позволит понять, что именно надо менять».
. Вопрос о матери с ребенком решали после заседания комиссии. Как рассказала впоследствии ее председатель Ольга Павлова, выяснилось, что мать и сын вовсе не живут в подъезде, они снимают жилье и от предложенной им возможности три месяца пожить в центре «Семья» на полном гособеспечении отказались.
— Женщина работает в детском саду, получает хоть и не очень большую, но стабильную заплату, — рассказывает Ольга Павлова. — Семья благополучная, никакие социальные службы не курировали ее никогда. Поэтому и не знали специалисты из органов социальной защиты о выселении. А сама женщина обратиться за помощью побоялась, подумала, что ребенка могут отобрать из-за того, что жилья нет. Но это не так, отнять ребенка у родителей — это очень сложно и делается только в крайних случаях. Пока мы все вместе решили, что она будет справляться своими силами — есть юрист, согласный помочь ей обжаловать решение суда, она хочет бороться за возврат комнаты.