Выборы—- 1966
14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС «удовлетворил просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».
Без Хрущева
Eго свержение с партийно-государственного Олимпа приблизил очередной эксперимент по разделению партийных организаций на промышленные и сельские. В Тюменской области вместо одного обкома КПСС появились два. Один, возглавляемый Александром Константиновичем Протозановым, занимался промышленностью. Другой, руководимый Борисом Eвдокимовичем Щербиной, — сельским хозяйством.
Такие же изменения коснулись Советов депутатов трудящихся и их исполкомов, комсомола, профсоюзов, милиции. МВД РСФСР переименовали на новый лад — в министерство охраны общественного порядка. В Тюмени начальником УООП назначили генерал-майора милиции Юрия Алексеевича Рытикова.
Хрущев даже управления КГБ хотел разделить на промышленные и сельские. Председатель КГБ Владимир Eфимович Семичастный отбивался: «Как мне делить шпионов на городских и деревенских?» Свое мнение глава партии и государства изменил лишь узнав, что разделение госбезопасности «по производственному принципу» приведет к резкому увеличению офицерского состава в КГБ.
Раздел власти на местах проходил болезненно, породил интриги и клоки среди партийно-советских чиновников. При Хрущеве наша область считалась аграрной, поэтому верховенство неофициально сохранил Щербина.
Писатель Константин Яковлевич Лагунов вспоминал: «Летом шестьдесят четвертого пришел к нему, а перед ним на столе книга Хрущева «Великое десятилетие». — Читал? — спросил Щербина. — Нет еще, не успел. Он чуть нахмурился. — Отложи все и прочти. Непременно. Мудрая, поучительная книга, как и жизнь его. Талантливый человечище. Самородок.
Пару месяцев спустя Хрущева вероломно вышвырнули из седла. Этому событию был посвящен объединенный пленум Тюменских промышленного и сельскохозяйственного обкомов партии. Открывая пленум, Щербина размашисто и громко возгласил:
— Наконец-то свершилось! Сбылось то, о чем мечтала вся партия. Десять лет терпели мы этого невежду, пустомелю.
Измочалил, полил грязью вчерашнего «мудрого, талантливого», и ни слова покаяния, ни горечи, ни боли. А ведь будучи кандидатом в члены ЦК, он голосовал за все новации Хрущева, а будучи первым секретарем обкома беспощадно и свирепо протаскивал их наперекор и вопреки здравомыслию».
Хрущев настроил против себя партийный и советский аппарат (разрушал привычную систему управления), армию (сокращал офицерский корпус), госбезопасность (демонстрировал чекистам полнейшее неуважение, снижал оплаты, отказал в привилегиях — бесплатный отпуск медикаментов, льготы при выслуге лет, пользовании транспортом.).
В обстановке ухудшающегося экономического положения в стране нарастали оппозиционные настроения. Из этой ситуации были возможны два выхода. Первый — усиление репрессий. В июле 1962 года приняли печально знаменитую статью 70 Уголовного кодекса РСФСР, восстановившую и узаконившую политические преследования. Второй выход — изменения в самом партийно-государственном руководстве, устранении из него человека, трижды удостоенного звания Героя Социалистического Труда и Героя Советского Союза всего лишь в десятилетний период пребывания на вершине власти. Кроме Золотых Звезд Хрущев был награжден шестью орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Кутузова I степени, Отечественной войны I степени и орденом Трудового Красного Знамени.
Одним из обвинений, выдвинутых против Хрущева на октябрьском 1964 года Пленуме ЦК, стали награды. Председательствующий Леонид Ильич Брежнев отметил: «Недопустимое самодовольство т. Хрущевым допускалось в ряде случаев при награждении орденами Советского Союза.»
Правда, Хрущев удержался от соблазна присвоить себе высшее воинское звание. В отличие от позднего Брежнева, пожелавшего красоваться в маршальской форме с полководческим орденом «Победа». Во время войны Хрущев был членом Военного Совета Юго-Западного, Сталинградского, Южного и 1-го Украинского фронтов. Одновременно с работой в войсках он как секретарь ЦК компартии Украины участвовал в организации партизанского движения. Однако как пришел с войны генерал-лейтенантом, так с двумя звездочками на погоне и остался. А ведь подхалимы уговаривали:
— Как же так, Никита Сергеевич, вы Верховный главнокомандующий, а мы старше вас по званию?
— Ничего, — уверенно отвечал Хрущев, — я с вами и так управлюсь.
Кончилось это тем, что в решающую минуту рядом не оказалось ни одного верного ему человека.
Отставка Хрущева не вызвала сколько-нибудь заметного протеста широких слоев населения. Банкротство проводимого им экономического курса было очевидно. Последние годы Хрущев вызывал в народе только насмешки. После Карибского кризиса 1962 года, который едва не привел мир к ракетно-ядерной войне, люди ждали покоя, порядка, стабильности и улучшения жизни.
Явление Тюмени
Во главе нового руководства страны стали трое: Леонид Ильич Брежнев, избранный первым секретарем ЦК, Алексей Николаевич Косыгин, возглавивший правительство, и Николай Викторович Подгорный, который занял пост второго секретаря ЦК, а через год — председателя президиума Верховного Совета СССР.
Спустя месяц после отставки Хрущева состоялся Пленум ЦК — со всеми хрущевскими реформами было покончено. Два обкома опять слили в один. Eго возглавил Щербина, вторым секретарем избрали Протозанова. Руководство объединенной областной организации ВЛКСМ доверили секретарю «промышленного» комсомола Владимиру Демьяновичу Пульникову. Скоро его направили на «укрепление» УКГБ — заместителем начальника управления по кадрам. Первым секретарем обкома ВЛКСМ стал Геннадий Иосифович Шмаль. Тогда же было объявлено о прекращении существования совнархозов и восстановлении отраслевых министерств.
В марте 1965 года Брежнев выступил на Пленуме ЦК с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР», в котором дал весьма нелестную оценку состояния сельскохозяйственного производства. Статистика свидетельствовала о глубоком кризисе в этой отрасли хозяйства. По существу партия признала провал аграрной политики. С 1962 года Советский Союз начал импортировать зерно, главным образом из Соединенных Штатов Америки и Канады. Страна оказалась в зависимости от закупок хлеба и других продуктов за границей.
Для импорта продовольствия, содержания социалистического лагеря, стимулирования национально-освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке требовались громадные валютные средства. Получить их можно было путем экспорта энергоносителей. Положение спасла «большая тюменская нефть». Так в газетах назвали открытые геологами в Западной Сибири запасы углеводородного сырья.
Триумфом Тюмени стал открывшийся 29 марта 1966 года в Москве XXIII съезд КПСС.
Окончание следует.
***
фото: Члены бюро тюменского обкома КПСС и руководители области вместе с земляками — Героями Советского Союза. В центре снимка (во втором ряду пятый справа) — Б.Е. Щербина. Фото Аркадия Космакова, 9 мая 1965 года.