X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Фантазия о встречах и расставаниях

Почему мы расстаемся с любимыми? Этим вопросом вслед за драматургом Александром Володиным задаются создатели и актеры спектакля «С любимыми не расставайтесь», премьера которого в драматическом театре назначена на 25 ноября.

О новой постановке мы говорим с режиссером, лауреатом Государственной премии РФ Александром Баргманом.

— Пьесу Александра Моисеевича Володина «С любимыми не расставайтесь», — рассказывает Александр Львович, — ставит моя постоянная команда. Художник-постановщик Анвар Гумаров. Художник по свету — Денис Солнцев. Процентов 60 музыки для спектакля написал замечательный петербургский артист Александр Ронис. Это его первый опыт как композитора. Литературный консультант — Дарья Голубева. И я впервые работаю с художником по костюмам Фагилей Сельской.

— Это не первая пьеса Володина, которую вы ставите…

— Года три назад я поставил спектакль в Театре имени Комиссаржевской по пьесе «Графоман».

— «С любимыми не расставайтесь» — о чем вы ее ставите? В прямом смысле: не расставайтесь?

— В самом названии есть прозрачный ответ — некий призыв к размышлению. В этот текст заложены вопросы к себе, к людям и к мирозданию. Поэтому я считаю эту пьесу классической, несмотря на ее привязку к 70-м годам XX века. Eсть возможность шагнуть за рамки времени. Почему люди так небрежны к собственной жизни, малодушны, мелочны? Почему они в этот короткий промежуток времени, который им дан, теряют любовь, разменивают ее, наступают на нее? Быстро, мгновенно, любой ценой хотят быть счастливыми? Почему растираются семейные ценности, возобладает эгоизм, гордыня?

Сегодня, на мой взгляд, это особенно важно, потому что в стране делается много для того, чтобы человека удалить от себя подлинного, растащить его сознание, замылить его, отяготить проблемами, которые придумываются, культивируются, возникают на пустом месте. Мы все дальше уходим от себя — от тех, кем являемся. Остановиться, задуматься, вернуться к себе, создать свой микромир, свою защиту, маленькую хрупкую скорлупку в этом мире — по-моему, это один из рецептов спасения, о которых предлагает задуматься Володин. Этот материал мне кажется очень своевременным.

Катя Христозова

— На сцене — почти вся труппа?

— Большая ее часть.

— Это ведь уже седьмой спектакль, который вы ставите в нашем театре. По вашим наблюдениям, есть жанр, который труппе удается лучше всего? Или любая театральная труппа универсальна?

— Не любая. Тюменская — универсальна и очень отзывчива, мягка. Eй подвластны и легкие жанры, и мюзиклы. И если внимательно, подробно и толково работать, то можно взять глубокий пронзительный материал и неспешно работать над ним, что в этом случае мы с артистами и пытаемся сделать. И я благодарен артистам за то, что они идут за моим предложением заниматься не имитацией 70-х годов — сейчас есть в театрах такая псевдоностальгическая мода — а заниматься собой, так как сквозь всех Володинских героев просвечиваем мы, люди. В спектакле будет произноситься не только текст пьесы самого Володина — поэтический и очень важный — но и стихи поэтов, близких драматургу по духу и тону, и еще — тексты самих актеров Тюменского драматического театра, касающиеся их личного опыта.

— Они специально их писали?

— Сочиняли свои маленькие кусочки, писали, проговаривали. Эти кусочки будут вплетены в пьесу, не будут заметны. Конечно, можно было сделать это определенной акцией, но не хочу. Хочу, чтобы на сцене звучала музыка, сплетенная из текстов Володина, поэтов и артистов тюменской драмы.

Катя Христозова

— Артистам было, что сказать по этому поводу?

— Да, слава богу. Им было и есть, что сказать. Я им очень благодарен за то, что они не побоялись раскрыться. В будущем попробуем сделать так, чтобы эти тексты обновлялись, менялись.

— Как вы определяете жанр этой постановки? Будем мы плакать, смеяться, грустить?

— Плакать будете точно больше, чем смеяться. Такая уж пьеса. По жанру я не знаю, что это. Eсли необходимо удобное для восприятия выражение жанра, то это — фантазия на тему пьесы Володина. А вообще, это размышление о любви, о потерях, об обретениях. Об этой нелепой, странной, часто греховной, но иногда счастливой жизни, которой жил сам драматург и которой, наверное, живет каждый из нас.

— Кому отданы ведущие роли?

— Eсть две главные линии. Одна из них касается судьи, рассматривающего дела по разводам. Eго, как правило, играют статные красивые дамы. А в нашем спектакле его играет Сергей Прокопьевич Кутьмин. Я работаю с ним второй раз, над серьезным материалом — впервые, и счастлив это делать. Мне кажется, что он верный проводник той ноты, настроения, правды, которая была свойственна самому Александру Володину.

Помимо персонажа Кутьмина, есть основная пара — Митя и Катя, которых в одном случае играют артисты Николай Аузин и Софья Илюшина, а в другом случае — это будет дебют для выпускников театральных институтов Игоря Гутманиса и Дарьи Терешиной. Молодые актеры уже участвовали в массовых сценах в течение сезона, но если говорить о роли выношенной и рожденной ими, то это будет впервые.

Катя Христозова

— Разные пары: у одной есть опыт, у другой его нет. Наверняка и звучат неодинаково?

— Нет, конечно. В этом весь интерес. Не знаю, будет ли у них одинаковый рисунок, но ощущение от них разное. Юные, на мой взгляд, даже ближе к Мите и Кате, потому что те, будучи двадцатилетними, наделали глупостей в своей жизни мгновенно. Таких глупостей, за которые пришлось серьезно расплачиваться. От актеров-новичков остается совершенно особенное ощущение растерянности — и перед пьесой, и перед этими темами. Ощущение нервного дебюта.

— То есть, можно сходить дважды, как на два разных спектакля?

— Нужно!

***
фото: Идет репетиция (на первом плане актер Егор Медведев) ;Александр Баргман ;Актриса Елена Цыбульская ;Сергей Кутьмин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта