X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Экзамен для живописца Павлова

Заслуженный художник России Александр Павлов отправился в Санкт-Петербург, где 23 ноября в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея открывается его персональная выставка.

Отправился вслед за своими картинами. Почти две сотни полотен впервые без своего автора уехали в северную столицу несколькими днями раньше. Среди них есть уже проверенные временем и многочисленными выставками в России и за границей полотна — так называемая «золотая коллекция» Павлова. А есть — около шести десятков относительно новых работ, написанных в последние девять лет. Многие из них тюменцы могли видеть на выставках, проходивших в филармонии во время фестиваля Дениса Мацуева. Однако большой выход к зрителю состоится у них теперь: примерно до середины января будущего года они пробудут в Питере. Кроме того, Русский музей выпускает каталог картин, вошедших в экспозицию, вступительную статью для него написал заведующий отделом живописи второй половины XIX — XXI веков, доктор искусствоведения Владимир Леняшин.

«Он стал пейзажистом не в результате логического выбора, а родился им. — одним из тех немногих, кому природа доверила поведать о ее тайных переживаниях, надеждах и тревогах. Он живет в природе. Он — ее малая часть, пытающаяся понять смысл своего существования», — написал Леняшин в предисловии.

Хотя работы обласканы и критиками, и зрителями, сам Александр Павлов называет нынешнюю выставку экзаменом, который он должен выдержать.

— С понедельника, 14 ноября, начинаю работать в Русском музее, — рассказывает он накануне своего отлета в Санкт-Петербург. — Приезжаю, открываю коробки с картинами. А выстраивание экспозиции — это уже дело специалистов русского музея. Я, конечно, предварительно сделал отбор картин: еще на фестивале Дениса Мацуева, где показал порядка сорока работ, посмотрел, как работы живут, как соседствуют друг с другом. Какие-то после этого дописал.

— Из новых работ пейзажи с туманами везете?

— Три тумана везу. А вообще, на картинах — все времена года. Везу свои полотна с туманами, крупные зимние пейзажи — зимняя сказка, зимний вечер, ельник. Я зимой много времени проводил в деревне, поэтому материала набралось много. Eсть летние и пейзажи, и натюрморты. Весенних работ тоже много — талые воды, весенние ручьи, снега, оттепели. Пожалуй, главный акцент все же на весну: я ее почувствовал, зацепил ее многоголосье и многоцветье, которое вообще-то проходит очень быстро. Кто-то ведь считает весну просто самым грязным временем года, а для художника все эти блики, солнце, проталины, отражения — очень интересны.

— Eсли не ошибаюсь, вы в Санкт-Петербурге свои работы показываете в третий раз. Публика там чем-то принципиально отличается от тюменской?

— Питерская публика более подготовленная, более сведущая, более искушенная.

— Это вы о массовом зрителе?

— Конечно. Это же культурная столица страны, одна из культурных столиц мира. Помимо того, что питерский зритель искушенный, он еще и очень тактичный: никогда не навязывает мнений и вкусов, любит слушать, спрашивать. Приходится отвечать. Вот я и отвечаю за свои поступки.

— А о чем спрашивают?

— Художнику, вы знаете, за все приходится отвечать. Философия, культура, политика — обо всем спрашивают. Стараюсь отвечать, потому что это люди, которые пришли ко мне в гости. Хотя многие художники не проводят творческих встреч со зрителями. Потому что можно с ними договориться до того, что потом кисть забросишь. Во-первых, саму выставку эмоционально вынести довольно сложно. Во-вторых, впечатления у зрителей могут быть самыми разными, и некоторые их слова, мнения глубоко западают в душу.

К счастью, недоброжелательных зрителей я никогда не встречал.

Был случай, когда на выставке по залу мне навстречу идут две девушки, одна плачет. Я спрашиваю: «Что случилось?» Ну, может, работа упала и ее задела. Чего не бывает? А плачущая девушка отвечает: «Как вы это обо мне узнали? Ваша картина «Детство Даши» — она про меня, это я».

«Детство Даши» — это моя работа. На ней — ореол из подсолнухов и под ним — девочка. С куколкой, с котиком. Такой детский мир: мягкий, пастельный, с птичками. Картина несколько декоративного плана. Это моя дочь в деревне. А оказалось, что совершенно чужой девушке эта картина кажется родной.

— Вы как-то объясняете такой эффект?

— Что ей там понравилось? Думаю, цветовой строй, сюжет. Вот до такой степени, что она говорит: «Это я!» Но о работах очень сложно рассказывать. Можно попытаться объяснить, как ты пишешь, говорить о методике, но результат — почему одни работы получаются, впечатляют, а другие нет, — практически невозможно. Это тайна, которую даже самому автору не разгадать. Да ему это и не нужно. Получается и все. Лично я знаю, что шедевры всегда просты. Они не пытаются тебя поразить. И, тем не менее, поражают — своей откровенностью.

***
фото: На выставке художника в филармонии на фестивале Дениса Мацуева;Александр Павлов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта