X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В лабиринте без Минотавра

Блуждающего в потемках Тесея вывела путеводная нить, но современные покорители лабиринтов практичны, они предпочитают ориентироваться по картам и навигационным приборам.

Нос одновременно прост и сложен. Точнее, это наружная его часть, видимая невооруженным глазом, никаких особых сложностей в себе не таит. Зато внутри носовая полость — это настоящий лабиринт из стенок, стеночек и перегородок, ведущий в еще более сложные придаточные пазухи. Они всем известны — гайморова или верхнечелюстная, лобная, клиновидная и решетчатый лабиринт.

Гайморова — в народе самая известная. И недаром — воспаляется она чаще своих товарок. Причем, причиной может стать как не долеченный грипп, так и, например, заболевший зуб. А дальше — нос все время заложен, голова болит. Впрочем, проблемы в других пазухах ничуть не приятней.

Лечит все это известно кто — врач со сложным именем оториноларинголог. Помимо нестрашной терапии с ее таблетками, лор-врачи нередко прибегают к хирургии. Причем, именно им для высококлассной работы зачастую требуются самые передовые технологии.

Вижу этот нос насквозь!

— Большинство видов лор-операций проводили и до изобретения эндоскопов; хирурги пользовались микроскопами, работали во многом на интуиции. В принципе, с технической точки зрения можно и сейчас работать по старинке, вот только ни в одной серьезной клинике такого происходить не должно. Это вопрос безопасности пациента, вопрос дальнейшего качества его жизни, — считает профессор Сергей Карпищенко, заведующий лор-кафедрой петербургского медуниверситета имени Ильи Мечникова.

Профессор Карпищенко на днях приезжал в Тюмень, чтобы провести несколько показательных операций перед коллегами из медсанчасти «Нефтяник». В этой клинике и без того хорошо оборудованное лор-отделение, но теперь врачи хотят освоить работу с совершенно революционной медтехникой — навигационной станцией.

— Первые приборы такого рода начали использовать нейрохирурги, один из них имеется и в тюменском нейроцентре, — рассказывает Сергей Анатолиевич. — Но некоторое время назад станции приспособили и под наши нужды: нейрохирурги используют прямой инструмент, наши же инструменты — изогнуты, поэтому им требуется своя особая навигация. Более того, некоторые современные лор-инструменты, совмещенные с системой навигации, могут изменять кривизну в ходе операции, позволяя выполнить еще более сложные манипуляции, чем раньше.

Вообще, по словам профессора Карпищенко, «навигационная станция продлевает жизнь не только пациенту, но и самому хирургу, — меньше стресса в ходе операции». Трехмерная компьютерная томограмма (снимок делается перед операцией) становится для доктора картой; хитрые же инструменты, снабженные не только видеокамерой, но и системой навигации, по этой карте прекрасно ориентируются, исправно докладывая хирургу, где именно (вплоть до миллиметра) находится их кончик.

Катя Христозова

Ни дышать, ни спать, ни жить.

. На операционном столе лежит женщина лет шестидесяти, вся она закрыта голубыми стерильными пеленками, наложенными в несколько слоев. Видно только лицо. Проблема же притаилась внутри, в гайморовой пазухе. Врачи предполагают, в ней выросло грибное тело. — Пациентка обратилась с жалобами на сильнейшие головные боли, проблемы со сном, нарушение носового дыхания и выделения из носа, имеющие неприятный запах, — рассказывает отоларинголог МСЧ «Нефтяник» Дмитрий Щербаков. — Мы станем выполнять эндоскопическую гайморотомию через нижний носовой ход, то есть попросту вскрытие верхнечелюстной пазухи. Наша цель — извлечь инородное тело.

Ни о каких грубых вмешательствах речи не идет — доктора станут использовать тоненькие инструменты, которые способны, войдя через ноздрю, забраться в самые глубины пазухи и осторожно вытащить оттуда все лишнее. Опыт хирургов, конечно, крайне важен. Но то, что они могут видеть на мониторах как живую картину с камеры, встроенной в инструмент, так и томограмму, по которой в режиме реального времени этот инструмент движется, — сильно помогает. Ведь в хитросплетениях носового лабиринта прячутся всякие жизненно важные штуки вроде слезных каналов, зрительных нервов, внутренней сонной артерии, глазодвигательных мышц и тому подобного. Со всем этим не должно случиться никаких неприятностей.

Первым, что хирурги обнаруживают, становится штифт зубного имплантата — значит, пациентка недавно поставила новые зубы.

— Вероятно, воспаление синуса как раз и произошло из-за протезирования зубов, — комментирует происходящее Дмитрий Щербаков. — Так часто бывает. И вовсе не обязательно, что стоматолог допустил какую-то ошибку, просто мы часто приходим к специалисту, когда зубы начали болеть, когда воспаление возникло. Так что одонтогенный гайморит имел место до имплантации, она же только стимулировала процесс.

Быстро и ловко инструменты добираются до гайморовой пазухи. А там — гной. И полипы — разросшаяся ткань слизистой оболочки носа.

— Полипозный синусит — это одна из проблем цивилизации, бич современного общества, — рассуждает профессор Карпищенко, не прекращая работать. — Как правило, он возникает у людей, страдающих иммунологическими расстройствами, бронхиальной астмой или аллергическими насморками. В современном обществе с этой болезнью живут долго. Но раньше погибали — не только оттого, что из-за разрастания полипов сложно становилось дышать, но и оттого, что полипы постепенно разрушают костные структуры и либо возникают кровотечения, либо полипы попадают в нижележащие дыхательные пути, где тоже начинают расти. Eще 50 лет назад применявшиеся хирургические методики лечения были очень травматичными. Да что там, до сих пор в нашей стране кое-где лор-хирурги работают при помощи полипной петли — длинного и тонкого инструмента с проволочной петлей на конце. Такой метод болезненный, малоэффективный и сопровождается обильным кровотечением, из-за чего пациент после операции должен был довольно долго ходить тампонированным, что для астматиков — очень тяжело, марля в носу провоцирует приступы.

Хорошее было бы приобретение

На первый взгляд, грибкового тела в синусе так и не оказалось. Впрочем, гистологи еще изучат частички извлеченных тканей. Но полипы хирурги убрали — при помощи шейверной системы, специального инструмента, который сам и сбривает полипы, и как пылесос высасывает их. Другим инструментом вычистили гной, в общем — «носопырка» стала как новенькая. Почти.

— Нам важно было открыть придаточные пазухи носа, — объясняет профессор Карпищенко. — Eще совсем недавно доктора просто удаляли полипы и этим ограничивались. До следующего рецидива, который наступал достаточно быстро. В пазухах может скапливаться густой секрет или гной или могут возникнуть те самые грибковые образования. И это порочный круг — полипы мешают оттоку всего этого из пазух, тогда как все скопившееся в пазухах провоцирует рост полипов. Очистив нос и придаточные пазухи, мы сможем быстро подать туда медикаментозные препараты и вылечить пациента, вернуть ему радость свободного дыхания.

Кстати, пациентка почувствовала себя значительно лучше уже к вечеру.

Конечно, компания «Медтроник» — производитель навигационной системы — предоставила свой прибор врачам «Нефтяника» во временное пользование не просто так, а в рекламных целях. Но.

— Автомобиль имеет значение, но важнее, кто сидит за рулем, — считает Сергей Карпищенко. — Подготовка специалистов всегда на первом месте. А именно ею мы и занимались. Техника, как бы она ни была хороша, без человека работать не станет. А навигационная система не заменит знаний и умений хирурга. Зато отличному специалисту может изрядно помочь. На мой взгляд, квалификация лор-хирургов в «Нефтянике» отличная. В этой больнице система будет на своем месте.

Руководство медсанчасти пока не приняло решения относительно покупки прибора — все же он изрядно дорог. Но не исключено, что примет.

***
фото: Хирургическая бригада увлечена работой ;Сергей Карпищенко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта