Тюменское фехтование: не благодаря, а вопреки
На Олимпийских играх в Рио больше всего золотых медалей в копилку сборной России принесли фехтовальщики — четыре. Софья Великая, Яна Eгорян — эти и другие имена знают теперь даже люди, далекие от спорта.
А как обстоят дела с фехтованием в нашем регионе, особенно на волне бразильского успеха?
— После Олимпиады все больше тюменских детей стало интересоваться этим видом спорта, — рассказывает председатель областной федерации фехтования Татьяна Рохтымова. — У нас очень большой наплыв детей в 70-й школе, которая располагается в крупном микрорайоне. Там работает наш тренер. Он говорит, что от детей, желающих научиться фехтовать, просто нет отбоя.
Фехтование для начинающих затрат не требует. Новичкам выдают форму и клинки. Eсли же ребенок увлекается этим видом спорта и занимается им на протяжении многих лет, то он, как правило, хочет иметь собственные оружие и форму с маской. На самый бюджетный вариант уйдет примерно 20 тысяч рублей. Eсли же спортсмен выходит на высокий уровень и сражается на всероссийских или международных соревнованиях, то там уже несколько другие цифры. Костюм со специальной кевларовой защитой стоит в пределах 30-35 тысяч рублей, маска — 10-12 тысяч, за один клинок нужно выложить шесть тысяч. При этом, по словам Татьяны Петровны, производство клинков превратилось в какой-то хитрый бизнес, сейчас они очень быстро ломаются. А ведь в советские времена шпаги и рапиры были крепче.
При этом у областной федерации фехтования нет даже зала для занятий. Любители шпаги и рапиры собираются в 25-й школе. В течение ряда лет они тренировались два дня в неделю, но в этом году временную квоту увеличили в два раза. Но этого все равно мало. Представители специализированных школ, с которыми соперничают тюменцы, работают значительно больше. Можно только дивиться тому обстоятельству, что наши фехтовальщики неплохо показывают себя как на внутренней, так и международной арене. — Первыми «ласточками» были призовые места на первенствах УрФО, — говорит Татьяна Петровна. — Постепенно мы стали показывать более высокие результаты. Некоторые мальчишки и девчонки занимаются в нашей школе по семь-восемь лет. Сейчас добиваемся высоких результатов уже на первенствах России. У нас есть два кандидата в юношескую сборную страны — Иван Григорьев и Андрей Абрамов. Когда у нас будет зал побольше, то и результаты вырастут. Ведь достойная арена привлечет тренеров. У меня сейчас дочь окончила отделение фехтования московского института физкультуры. Хочет работать здесь, дома. Но где?
. Знакомлюсь с одним из самых способных в нашей мушкетерской школе — Иваном Григорьевым.
— На турнире «Аничков дворец», проходившем в Санкт-Петербурге, я попал в двадцатку сильнейших. А это значит, что смогу представлять Россию на международных соревнованиях, — делится он своей радостью.
Иван занимается фехтованием шесть лет. Родители активно приучали юношу к чтению. Он воспитывался, в частности, на произведениях Александра Дюма. Как-то папа поинтересовался: «А не попробовать ли тебе, сын, в реальной жизни то, о чем нравится читать?» Так появился еще один начинающий фехтовальщик. И это оказался совсем не плохой выбор.
Между прочим, после Игр в Рио к Ване не раз подходили ребята со двора и интересовались: где можно научиться фехтованию в Тюмени?
Не чужды этого красивого вида спорта и представительницы прекрасного пола. Ксения Попова семь лет не расстается со шпагой. Когда начала тренироваться, ее родители говорили, что это очередное увлечение, ненадолго. Потом признали, что были неправы. Ксюша уже кандидат в мастера спорта. И она так же, как и Иван, участвует в международных соревнованиях.
— Фехтование становится все более и более популярным среди юношей и девушек нашего города, — утверждает шпажистка. — Надеюсь, что скоро все-таки нам выделят зал. Вообще, это очень зрелищная и интересная дисциплина. Почему сюда пришла? Мне стало любопытно, я хотела узнать на своем опыте, как фехтуют, как наносят уколы.
— В России сильные школы в Уфе и Курчатове (Курская область), — Татьяна Рохтымова, с которой общаюсь вновь, затрагивает более глобальные вопросы. — Недавно в Курске построили отличный фехтовальный комплекс… А я уже лет двадцать хожу, стучусь во все двери, прошу отдельный спортзал, и никакой реакции. А сколько можно было бы сделать за эти годы? В Оренбурге, где никогда не было фехтования, оно появится — там открывают школу и зовут меня туда работать. А я хочу трудиться здесь, в Тюмени.
***
фото: Атака и успешный укол ;Ксения Попова ;Один из тюменских «мушкетеров» — Денис Магель.