Вся администрация в одном лице
Самым активным и требовательным жителям Восточного округа, которые считают, что квартальные ничего не делают, предлагают постажироваться в отделе имущественных комплексов и санитарного надзора. Один такой стажер сбежал уже на третий день, сказав: «Нет, ребята, я так не смогу!»
— Хотя, по большому счету, он еще и к настоящей-то работе не приступил толком — так, походил с нашими сотрудниками, посмотрел со стороны, сколько вопросов за день они решают, — рассказывает Ольга Офицерова, начальник отдела имущественных комплексов и санитарного надзора службы заказчика по благоустройству Восточного округа.
Нередко даже те соискатели, кто целенаправленно приходит устраиваться на должность квартального, через короткое время складывают полномочия, не выдержав темпа, в котором приходится работать. Прошедших школу молодого бойца — точнее, квартального, можно сравнить с оловянными солдатиками. Они готовы в любую погоду обследовать вверенный им район на предмет несанкционированных свалок, дорожных ям, сломанных деревьев, открытых люков, разрисованных заборов… Отвечать на непрекращающиеся звонки граждан, которые разрывают мобильный телефон. Вести бесконечную переписку с управляющими компаниями, ТСЖ, хозяйствующими субъектами, различными департаментами. Контролировать, как ответственные организации устраняют нарушения благоустройства города. И это лишь примерный список того, чем занимаются квартальные в течение рабочего дня.
Город — это большая квартира
… — Пожалуйста, еще раз посмотрите сегодня «брошенки» на своих участках, — обращается на планерке к сотрудникам отдела Ольга Офицерова. — Да, очень жду от вас фотографии нежилых помещений. И, конечно, про надписи не забывайте — про все эти «купим шубы дорого», «отдадим деньги даром» и рекламу такси…
Квартальные обсуждают планы на предстоящий день так, как на семейном совете могли бы обсуждать генеральную уборку в квартире: один пылесосит, другой вытирает пыль, третий моет полы… И обязательно заглянуть под диван и шкаф!
— А так и есть: город — это наша общая большая квартира, — говорит квартальный имущественного комплекса N 8 Наталья Юхневич. — Только не все умеют поддерживать в ней порядок — хотя, чтобы было чисто, любят все без исключения.
Наталье достался, пожалуй, самый хлопотный участок Восточного округа — Войновка. Край города, как-никак, — добираться далеко. Да и дома с дворами — не новые, забот с ними хватает.
— А я люблю этот район, — улыбается квартальный. — Мне и пешком нравится здесь ходить, и на машине удобно — едешь 30 километров в час, во все закоулки заглядываешь, и никто тебе сзади сигналить не будет, потому что автомобилей немного.
Вот и водитель Александр Алексеевич, который периодически возит то одного квартального, то другого, уже привык держать оптимальную скорость, чтобы не проскочить кучу мусора, открытый люк или скабрезную надпись на заборе. Мимо чего горожане, наоборот, стараются побыстрее проехать.
Работа в режиме онлайн
Впрочем, у квартальных многое — не как у обычных людей. Например, галерея мобильного телефона забита не красивыми картинками, а фотографиями зияющих канализационных люков и ржавых автомобилей со спущенными колесами (те самые «брошенки»).
— С недавнего времени мы стали налаживать еще один способ взаимодействия с управляющими компаниями и ТСЖ — через программу обмена сообщениями «вайбер», — говорит Ольга Офицерова. — Это очень удобно: квартальный может прямо с того места, где обнаружил нарушение правил благоустройства города, скинуть на телефон мастера участка фотографию. Eсли управляющая компания в короткие сроки отреагирует и устранит нарушение, то не потребуется никаких официальных бумаг, никакой волокиты.
Правда, не все УК еще оценили ноу-хау. Кто-то ссылается на старые телефоны, которые не поддерживают программу «вайбер», кто-то — на преклонный возраст мастеров, которые не могут освоить новые технологии. Но самые продвинутые — уже на связи. Экономят таким образом и свое время, и время квартальных.
Идут туда, знают — куда
Жители округа, в свою очередь, активно осваивают другой информационный канал связи с городской администрацией — портал «Тюмень — наш дом».
— К обращениям на портале всегда прикреплены фотографии, что очень хорошо. Сразу понятно, где стоит брошенный автомобиль. Или на каком тепловом узле рекламная или «наркотическая» надпись, — рассказывает Наталья Юхневич. — А когда об этом сообщают по телефону, приходится еще поискать, на что именно жалуются граждане.
Каждый такой выезд из серии «иди туда, не знаю — куда» похож на мини-расследование. Жильцы пеняют на открытый люк, работники управляющей компании отвечают: никакого люка там, где говорят, не видим! А квартальный обязан приехать, отыскать этот люк преткновения и указать управляющей компании на него. Чтобы закрыли.
— Граждане, конечно, хотят, чтобы это было проделано в мгновение ока, — продолжает Ольга Офицерова. — Люди, которые ни разу не пробовали решать подобные вопросы, не всегда понимают: чтобы ликвидировать, например, несанкционированную свалку, необходимо сначала выяснить, на чьей земле она находится. Потом разыскать собственника. Выдать уведомление об устранении нарушения. И хорошо еще, если нарушение будет устранено в обозначенные сроки… Мы, конечно, понимаем, что не всем интересна эта наша кухня, и для граждан квартальный — это вся администрация в одном лице, поэтому стараемся всеми способами ускорить решение проблем.
Так что после нескольких месяцев работы квест «иди туда, не знаю — куда» квартальные преодолевают с легкостью. Даже если для этого приходится ходить по району с курвиметром — измерительным прибором на колесике.
Бесхозных ям не бывает
Вчера Наталья Юхневич как раз брала с собой на выезд этот прибор: вычисляла, кто именно должен заасфальтировать яму, образовавшуюся на проезжей части. Все решили буквально два-три метра.
С помощью курвиметра Наталья определила и принадлежность контейнерной площадки на улице Станционной. Жители пожаловались, что площадка построена кое-как — контейнеры в любой момент могут скатиться с нее, повредив припаркованные автомобили.
Eще одна жалоба поступила из местной школы: жильцы соседнего с ней дома перекрыли доступ к парковке, натянув тросик. Теперь родителям, которые привозят детей на уроки, негде приткнуть свои машины.
— А вообще сейчас больше всего жалоб на надписи: особенно активировались службы такси, которые разукрашивают тепловые узлы и стены домов, — говорит Наталья. — Постоянно приходится закрашивать и «наркотические» надписи, которые не просто уродуют внешний облик зданий и заборов, но еще и способствуют распространению вредной информации. Правда, есть и такие вот граффити, которые я даже не знаю, как классифицировать.
Мы проезжаем мимо дома, на котором красной краской начертано пылкое «Зая, я тебя люблю!» И все бы ничего, только вот соседи «заи» наверняка не в восторге от разворачивающейся перед их носом — в прямом смысле слова — любовной истории.
***
фото: Наталья Юхневич ;Район Войновки ;То самое самовольное ограждение на парковке ;Ольга Офицерова ;Такие «картины» не только не украшают город, но еще и являются несанкционированной рекламой.