Если бы Страдивари был кузнецом
Мир музыкальных инструментов неспециалистам представляется консервативным: пианино, скрипка, флейта — много ли нового можно придумать? Поэтому «летающая тарелка», издающая дивные мелодичные звуки, производит неизгладимое впечатление!
. Павел Яркин, известный по своей работе с коллективом средневековой музыки «Гилеад», встречает нас с фотокорреспондентом Галей в холле торгового центра. За его спиной видим нечто большое, объемное и круглое — как будто музыкант засунул старый жестяной таз в чехол от автомобильного колеса. Но вот он садится и достает то, что скрывалось под тканью; взгляды случайных прохожих становятся заинтересованными. Музыкальный инструмент под названием хэндпан и впрямь выглядит необычно — он похож на маленькую летающую тарелку. И звуки, которые способен извлечь из него профессионал, получаются тоже неземными: моему нетренированному уху кажется, что играют одновременно на арфе, ксилофоне, барабане, рояле и чем-то еще, чему я не знаю названия. Даже не верится, что мелодия — результат прикосновения пальцев к выпуклой металлической поверхности; это кажется одновременно легко исполнимым и невозможным!
Пока Галя делает снимки, Павел Яркин наигрывает на хэндпане неуловимо легкий, приятный мотив. Покупатели, заслышав необычные звуки, подтягиваются ближе; начинают радостно хлопать музыканту, когда мелодия смолкает. Они, вероятно, надеялись, что попали на стихийный концерт. И очень огорчились, когда Павел стал прятать «летающую тарелку» обратно в чехол.
— В нашем городе редко выпадает возможность послушать хэндпан, — говорит музыкант. — Поэтому где бы я с ним ни появился, это всегда вызывает любопытство прохожих.
. Необычный инструмент придумали всего 16 лет назад, причем не в Индии или Китае, как можно было бы подумать, глядя на его экзотический вид. А в Швейцарии.
— Феликс Ронер и его жена много путешествовали, в том числе и по Азии. Они изучали разные этнические инструменты: гонги, чаши и стилпаны — это карибский музыкальный инструмент, нечто среднее между кастрюлей и железным барабаном, — рассказывает Павел Ярцев. — Стилпан Феликс привез домой в Швейцарию и как-то между делом показал другу — профессиональному перкуссионисту. Музыканту, привыкшему играть руками, показалось неудобным, что играть надо специальными палочками-молоточками, вот он и высказался, мол, хорошо бы придумать нечто похожее, но для извлечения звука чтоб достаточно было прикосновения пальцев. Так и появился хэндпан. Некоторые еще называют этот инструмент «ханг», но это — не название, просто торговая марка, принадлежащая создателю первого хэндпана. Называть его «ханг» — все равно, что все гитары называть «гибсонами». Раньше мастерская была одна, но сейчас по всему миру кузнецы изготавливают хэндпаны. Даже в России есть свои умельцы. Например, мой инструмент — настоящий сибирский. Eго сделал мастер Антон из Кемерово. Каждый хэндпан создается вручную, заводского производства просто нет. Берутся два листа стали, им придается выпуклая форма, потом они склеиваются и настраиваются — это отдельный и очень трудоемкий процесс. При настройке инструмент можно так повредить, что останется только пустить его в переплавку. Поэтому и стоимость соответствующая — в пределах тысячи евро. При этом купить хэндпан может не каждый — мастера выбирают музыкантов тщательно, прикидывают, хочется ли им, чтобы их инструмент презентовал миру именно этот человек. Конечно, прямо не отказывают, но могут тянуть до бесконечности, отделываясь отговорками. Впрочем, даже если мастеру понравишься, подождать придется — очереди стоят к каждому, просто к одним они растянулись на месяцы, к другим — на годы. Но мне очень хотелось играть на хэндпане — восемь лет назад я нашел в Интернете видеозапись с потрясающей игрой на нем и влюбился.
. Немало времени Павел потратил на поиски мастеров, общение с ними. Потом еще год ждал сам инструмент. Позже приобрел второй хэндпан — его пришлось дожидаться полгода.
— Они очень разные, как и все хэндпаны, — говорит музыкант. — Но качество высокое. Я некоторое время провел в Индии, где мне довелось и послушать чужие инструменты, и поиграть на них. Многие иностранные мастера делают хуже: звук не такой яркий, где-то металл толще, меньше отзывается под пальцами. Конечно, я к своим отношусь трепетно, никогда не называю их тазиками или как-то еще грубо. Иногда ласково зову их «хангуши». А тот, который в оранжевом чехле, называю апельсинчиком. Кроме того, хэндпаны хрупки — если свалится на твердый пол, то «поплывут» гармоники, надо будет отдавать мастеру и настраивать заново. Или он может треснуть — это конец. Я один такой видел — звук как у обычного таза для стирки.
По словам Павла Яркина, выучиться играть на хэндпане не слишком сложно. Приветствуются: чувство ритма, музыкальный слух, развитая мелкая моторика.
— Например, у меня есть ученица — она плетет косички, фенечки. Вот она схватывает на лету! — рассказывает он. — Eще, как показала практика, проще бывает тем, кто занимался танцами. Но все это, в принципе, не обязательно. Нужно просто взять и попробовать, если хочется. Это перкуссионный инструмент. И многое зависит от способности к экспромту. Я до сих пор беру его в руки и каждый раз открываю для себя что-то новое.
С каждым, кто хочет научиться играть на хэндпане, Павел занимается индивидуально и считает, что это единственно правильный подход. Именно сейчас он готов набрать новых учеников. В рамках сбора средств на запись второго альбома группы «Гилеад», музыкант проводит пробные мастер-классы. За тысячу рублей можно ощутить себя повелителем «летающей тарелки», выяснить, имеются ли задатки перкуссиониста и, если захочется, договориться о регулярных занятиях с преподавателем. А еще каждый, кто придет на такое занятие, поможет крутой команде, играющей средневековую музыку, записать диск — приятно ведь чувствовать себя благотворителем, да еще получив при этом пользу для себя.
P.S. Желающие записаться на мастер-класс могут позвонить в редакцию «Тюменского курьера».
***
фото: Павел Яркин играет на хэндпане. Галя Безбородова