X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Если бы деревья могли говорить

В ноябре специалисты областного департамента лесного комплекса и полицейские будут дежурить на трассах, чтобы проверять все без исключения машины, которые перевозят древесину. Операция называется — «Лесовоз».

На этапе транспортировки груза легче всего выявить лесных контрабандистов, рассказал вчера на пресс-конференции директор департамента Владимир Артановский. По правилам, говорил он, у водителя должны быть при себе бумаги, подтверждающие, что лес добыт законным путем. Eсли их нет, сотрудники правоохранительных органов должны, как минимум, составить протокол за перевозку древесины без сопроводительного документа. С начала года возбудили 22 таких административных дела и оштрафовали нарушителей на общую сумму 1 миллион 710 тысяч рублей.

Деревья рубят, щепки летят

Eсли возникают веские подозрения, что водитель специально потерял или забыл документы, сотрудники полиции могут потянуть за ниточку и размотать клубок большого лесного заговора.

Такие прецеденты есть. О них рассказал журналистам Владимир Артановский. За последнее время в регионе вывели на чистую воду три организованных преступных группы, участники которых промышляли незаконной рубкой. В сентябре специалисты департамента и полицейские вышли на «черных лесорубов», которые орудовали в Нижнетавдинском районе. Они «выкосили» лесные насаждения общим объемом 340 кубометров, нанеся лесу — по оценкам экспертов — ущерб более чем на два миллиона рублей.

Чтобы задержать злоумышленников с поличным, лесничие и стражи правопорядка в течение недели регулярно поднимали в небо беспилотник и просматривали видео, которое он им передавал.

— Иной раз приходится и обычные засады в лесах устраивать, — делится Владимир Артановский. — Например, когда речь идет о незаконной вырубке на границе Тюменской и Свердловской областей. Бывают случаи, когда срубленные в наших лесах деревья сразу же вывозят за пределы региона.

Много сообщений о том, что там-то и там-то летят щепки, поступает лесничим от неравнодушных граждан. По статистике, есть среди этих жалоб и «холостые» — специалисты выезжают на место и выясняют, что рубка леса проводится на законных основаниях.

Тем не менее, считает директор департамента, лучше пере-страховаться, чем просмотреть нарушение.

Катя Христозова

Откуда дровишки?

Я вспомнила, что на днях в редакцию «Курьера» позвонила дачница одного из городских СНТ и рассказала, что возле ворот кооператива штабелями лежат березовые стволы. А ну как незаконно срубленные? Этот вопрос я и переадресовала Владимиру Артановскому.

— К сожалению, когда лес уже был перевезен с места, где его срубили, довольно сложно выяснить природу его происхождения. Не исключено, что он был приобретен каким-либо гражданином на законных основаниях, — ответил Артановский. — Однако в таком случае у гражданина должен быть документ, подтверждающий законность сделки — договор купли-продажи, квитанция, чек… Проверить наличие этого документа могут полицейские, поэтому людям, у которых возникли соответствующие подозрения, стоит обратиться в правоохранительные органы.

Между тем, подозрения у дачников возникли не на пустом месте. Недавно прокуратура Калининского района сообщила о том, что в лесополосе близ Московского тракта кто-то валил березы — без соответствующего разрешения. Сейчас полицейские устанавливают личность правонарушителя.

Лес — по назначению

Как ни странно, но стать правонарушителями могут и те граждане, кто не помышлял о преступном промысле, а просто продал древесину, которую ему выделили, скажем, на строительство дома или ремонт на льготных условиях.

— Граждане не имеют права использовать не по назначению лес, который им выделили на их личные нужды согласно 30-й статье Лесного кодекса, — сказал Владимир Владимирович.

Любые «левые» сделки с льготным лесом могут повлечь административное наказание. Даже если гражданин решит рассчитаться частью срубленных деревьев с водителем грузовика, на котором эти деревья перевозились.

… Что касается уголовных преступлений, связанных с незаконной рубкой леса, то наказываются они очень серьезно — в том числе, реальными сроками. Как сказал Владимир Артановский, главного фигуранта нижнетавдинского «дела о черных лесорубах» на время следствия заключили под стражу. Это самая строгая мера пресечения в уголовном процессе, подчеркнул директор департамента.

Всего с начала года в Тюменской области было выявлено 155 незаконных рубок лесных насаждений. Сумма ущерба составила более 70 миллионов рублей. Взыскано с тех, чью причастность к незаконной деятельности удалось доказать, более двух с половиной миллионов рублей. Увы, многим черным лесорубам, несмотря на усилия специалистов нескольких ведомств и привлечение специальной техники, все еще удается уходить от ответственности.

А если бы деревья могли говорить…

***
фото: Лес возле одного из городских СНТ ;Владимир Артановский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта