За что боролись, от того и отказались
С начала года специалисты регионального управления Федеральной антимонопольной службы внесли в реестр недобросовестных участников аукциона 12 физических и юридических лиц.
Эти люди истово бились за выставленную на торги государственную или муниципальную землю, сильно подняли цену, обойдя конкурентов, и… отказались выкупать выигранные участки. Вообще-то, так называемые аукционные уклонисты — это не новость. Они были всегда. Новость заключается в том, что в связи с реализацией норм Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» ФАС издала приказ о порядке ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Проще говоря, завела черный список, попав в который уклонисты в течение двух лет не смогут участвовать в названных аукционах.
Eсли честно, стороннему наблюдателю не совсем понятно, какой смысл заявляться на аукцион, готовить требуемый пакет документов, вносить задаток (который в случае добровольного отказа от приобретения выигранного лота не возвращается), тратить время на торги, а потом капитулировать. По словам Светланы Марчук, начальника отдела контроля органов власти регионального УФАС, столь странное свое поведение граждане объясняют просто: разочарованием в участке земли, который они хотели купить. Дело в том, что прельщенные довольно низкой ценой (по сравнению с рыночной) муниципальной земли, люди часто бросаются в омут торгов с головой, даже не обследовав предварительно местность, за которую борются. Только потом, когда выигрывают, отправляются на участок и находят его затопленным. Ну, или просто не таким, каким видели его в своих мечтах.
— Хотя оператор торгов предварительно предоставляет всю необходимую информацию о выставленном на аукцион участке. В том числе кадастровый план, по которому можно найти этот участок и посмотреть его, — говорит Светлана Викторовна. — Сложно сказать, почему граждане не всегда это делают.
Eсть, правда, и вполне объективные причины отказа от лота. Например, если в характеристиках участка первоначально не было указано, что над ним проходит линия электропередачи, а значит, дом здесь уже не построить. Специалисты УФАС комиссионно рассматривают каждый конкретный случай. В ситуации с проводами встали на сторону участника аукциона. Но в большинстве случаев уклонистов все же включают в черный список — в нашем регионе его начали формировать этим летом.
Светлана Марчук объясняет: необоснованные отказы от выигранных лотов, которые являются государственной или муниципальной собственностью, так или иначе наносят ущерб бюджету. Во-первых, на аукцион (даже если он проводится в электронном формате, на площадке сайта torgi.gov.ru) идут определенные финансовые, кадровые и временные затраты. Во-вторых, из-за уклонистов затягивается срок реализации земельной собственности, средства от продажи которой могли бы пополнить казну. Да и этическая сторона вопроса имеет место: кто-то, может быть, и рад был бы забрать землю, но другой перебивает предложенную цену, а в итоге выходит, что ни себе, ни людям.
Светлана Викторовна приводит пример борьбы за участок земли в деревне Решетниково: несколько муниципальных соток здесь готовы были отдать за 65 тысяч рублей. В торги вступили 14 человек — дошли до 848 тысяч рублей. Победитель «слился», оставив остальных 13 человек с носом.
Чтобы избежать неприятных неожиданностей, Светлана Марчук советует внимательно смотреть на то, что планируешь взять.
— Имея кадастровый номер участка, можно с легкостью найти его на кадастровой карте, — говорит начальник отдела. — Кроме того, представители органов государственной или муниципальной власти, я думаю, не откажут организовать выезд на местность. Например, в городском департаменте имущественных отношений это делают, хотя и не обязаны.
А участники аукциона, согласно требованиям закона, обязаны выкупать то, за что боролись.
***
фото: Так выглядит публичная кадастровая карта, размещенная на официальном сайте Росреестра.