Урок живописи на улице Карской
На урок живописи в корпус колледжа искусств по улице Карской мы попали неожиданно.
Выходя с семинара, заглянули в кабинет-хранилище. А там — палитры, краски, цветы и другие предметы, которые необходимы учащимся, чтобы рисовать натюрморты. Дверь — словно завеса, на секунду приоткрывшая путь в мир творчества, мир еще не воплощенных идей.
Заходит человек. Это Игорь Щетинин — заслуженный художник России, член Союза художников России и доцент кафедры изобразительного искусства ТГИКа. Незваных гостей (то есть корреспондентов «Курьера») принимает радушно и предлагает посмотреть, как учащиеся колледжа занимаются.
Новички в колледже искусств учатся всего ничего — месяца два. Не успели даже запомнить имена всех своих преподавателей, но уже поняли для себя, кто из мастеров суров, а кто мягок. Пока для них это очень важно.
Творческий процесс
В другом кабинете за мольбертами сидят девушки. Их специализация — дизайн, а сейчас у них урок живописи.
— Знакомьтесь, — представляет нам их Игорь Щетинин, — это люди юные, но талантливые.
Действительно, для того, чтобы поступить в колледж, нынешним учащимся требовалась серьезная профессиональная подготовка. Почти все окончили художественные школы. Но, говорит преподаватель, здесь учатся и самородки, которым для приобретения необходимых навыков хватило небольших обучающих курсов. Теперь и те, и другие вместе изучают живопись, черчение, графику.
Игорь Дмитриевич считает, что ученицам повезло, ведь занятия у них проводят мэтры тюменского мира искусства: Николай Макаров, Михаил Гардубей, Геннадий Вершинин… Спрашиваю, а кто же самый суровый? Девушки называют его сразу — Николай Пискулин, который учит их черчению.
Вообще ученицы не слишком много разговаривают: у них же урок идет, и за два занятия надо нарисовать натюрморт. Как же это? Мне кажется, творчество нерегламентированный процесс! А им, тем не менее, во временные рамки надо уложиться. Даша Кузнецова, например, говорит, что если она не успевает, то приходит на занятия раньше или остается после занятий.
Мольберты учениц развернуты в разные стороны, поэтому одни смотрят на стол, где лежат яблоки, другие — на вазу с рябиной. И пишут ученицы тоже по-разному. Например, Eвгения Морозова сначала работает над эскизом, а так поступают не все. Женя считает, что с эскизом удобнее: правильно разместить объекты не всегда получается сразу, а бумагу портить ластиком жалко.
А у нас. совсем не газ
Обращаю внимание на рабочие палитры, вымазанные краской так, что я и не вижу свободного места, чтобы смешивать краски. А Игорь Дмитриевич говорит, что они еще рабочие. Профессионалу виднее, а мне все в новинку. Кстати, не только мне: ученицы, далеко не в первый раз держащие в руках карандаши и кисти, то и дело получают от преподавателя замечания. В основном о том, что пропорции не верны.
Я интересуюсь, приходят ли ученики со своими материалами — красками, кисточками — или получают их в колледже? Преподаватель отвечает: к сожалению, пока приносят сами.
— Наша профессия финансово емкая, — задумывается Игорь Дмитриевич, — а сейчас все дорожает. В Германии, если ты профессионально занимаешься изобразительным искусством, то можешь заказывать материалы в больших объемах со скидками прямо с фабрики. К примеру, знаешь, сколько в год истратишь белил, и спрашиваешь конкретный объем. Получается существенно дешевле.
— Я думаю, и мы когда-нибудь дойдем до этого, — говорит Игорь Дмитриевич и тут же вспоминает: — Вчера коллега рассказывал про какой-то мощный колледж в Финляндии. Студенты создают проекты, которые тут же реализуются. Например, разрабатывают дизайн диванов для мебельного завода. Eсли получается хорошо, то диваны по их эскизам ставят на поток, а студенты получают гонорар.
У нас такого пока нет. Но, тем не менее, учиться девушкам нравится. Да и дизайнер — профессия вполне прикладная, которая сможет прокормить. Правда сейчас первокурсницы об этом не слишком крепко задумываются, им важнее интерес и мечты о будущей профессии, они пока только на пороге двери, ведущей в мир дизайна.
***
фото: Идет урок живописи.