X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Без «рогатых»: от минусов к плюсам

72 тысячи рублей — такую прибыль получило в прошлом году тюменское троллейбусное предприятие. Немного, но зато впервые за последние несколько лет.

Эффективность работы тюменского троллейбусного предприятия депутаты городской Думы горячо обсуждали на сентябрьском заседании постоянной комиссии по экономической политике. Вопросов к работе предприятия у народных избранников возникло множество: и по долгам прошлых лет, и по нынешнему штатному расписанию, и по состоянию муниципальных помещений, находящихся в аренде. Обсудить эту тему подробнее и включить ее в повестку дня комиссии предложил депутат Мурат Тулебаев. Вместе с ним мы и поехали на предприятие, чтобы получить ответ на главный вопрос: «Почему троллейбусы как вид общественного транспорта в Тюмени давно ликвидированы, а троллейбусное предприятие все еще существует?»

Хвост длиною в несколько лет

Последний троллейбус в Тюмени был снят с линии в 2007 году. Тогда это решение многим казалось спорным. Главным аргументом в защиту электротранспорта была его экологичность. Но перевесили другие доводы: высокий процент износа контактной сети и самого подвижного состава. Троллейбусы часто ломались, медленно ездили, создавали пробки на дорогах, требовали больших вложений для обслуживания и по уровню комфорта уже не соответствовали современным правилам пассажирских перевозок.

После ликвидации троллейбусных маршрутов «рогатые» еще несколько лет находились на территории троллейбусного предприятия. Часть из них продали в другие города, часть — на металлолом. Но вырученных средств все равно не хватило для того, чтобы рассчитаться с долгами: по лизинговым платежам, по отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды. Ликвидировать предприятие как юридическое лицо с «хвостом» в 32 миллиона рублей означало бы признать его банкротом и пустить с молотка. В этом случае муниципальное имущество пришлось бы продавать за бесценок. Но и это не решило бы проблему с уплатой накопившихся пеней. Разумней было бы перестроить работу так, чтобы выжать все возможное из имеющейся материально-технической базы, чтобы муниципальное имущество начало приносить доход. Что и было сделано. На предприятие назначили нового руководителя — Анатолия Старостина. И поставили перед ним задачу: вывести предприятие на безубыточный уровень. Как можно быстрее.

— Ликвидация пассажирских перевозок и ликвидация предприятия как юридического лица — это не одно и то же, — объясняет Анатолий Михайлович. — Такой вид деятельности как обслуживание пассажиров у нас ушел, но хозяйственная деятельность по содержанию, обслуживанию, эксплуатации муниципального имущества осталась.

Решить непростую задачу с выплатой всех долгов можно было только одним способом: сдавать имущество в аренду. Производственные помещения сдавали арендаторам и раньше, но новая дирекция пересмотрела условия этих договоров: увеличила плату за квадратный метр, повысила ответственность арендаторов за сохранность используемой материальной базы. Кроме того, активизировали и саму работу с должниками. Только в 2015 году предприятием было выиграно в суде шесть дел на сумму более шести миллионов рублей. Не все платежи по этим судебным искам еще оплачены, но перспектива полного возврата есть.

— Сейчас арендная плата всеми нанимателями перечисляется ежемесячно и в полном размере, — уточнил ситуацию Мурат Тулебаев. — И также ежемесячно с должников взыскиваются долги, которые копились годами. Долги сейчас гасятся, а не накапливаются.

— Я поставил перед собой задачу: за ближайшие 12-15 месяцев сократить долги предприятия в два раза, — продолжил Анатолий Старостин. — И веду ежедневный мониторинг ситуации.

Банкротство, уверен Старостин, не было бы оптимальным выходом из ситуации. Поскольку многое бы зависело от того, кто станет конкурсным управляющим. Кто может предсказать, в чьи руки обанкротившееся предприятие попадет? Будет ли это руководство платить по долгам? Или они так и останутся висеть на шее муниципальной казны?

Галя Безбородова

Заглянуть в перспективу

— Муниципальное имущество важно сохранить, — уверен Старостин. — А когда предприятие выйдет на безубыточный уровень, можно будет дальше планировать его судьбу, рассматривать, в какие сферы деятельности можно вкладывать, чтобы развиваться дальше. Пока не будем ничего загадывать, но, думаю, что в перспективе можно не только сдавать помещения в аренду, но и рассматривать инвестиционные проекты. И производственные площади, и материальная база для этого есть, ангары построены еще в советские времена, электрооборудование рассчитано на высокое энергопотребление. Eсть и мысли, как все это можно с умом использовать. Но пока говорить об этом рано. Первоочередная задача: выбраться из долговой ямы. Тогда можно будет и название предприятия поменять. Убрать слово «троллейбусное», чтобы никаких вопросов у горожан не возникало.

Депутат и директор предприятия посетили несколько цехов, сданных в аренду различным организациям. Часть помещений здесь использует в качестве ремонтной базы для подвижного автобусного состава «Тюменьгортранса». Eсть другие, небольшие фирмы, чьи виды деятельности связаны с техническим обслуживанием транспорта: мойки, автосервисы. Депутат пообщался с рабочими, расспросил их об условиях работы.

— После личного посещения тюменского троллейбусного предприятия, беседы с руководителем мое мнение о состоянии дел изменилось, — сказал Мурат Тулебаев. — Считаю, что в эффективности управления есть сдвиги в лучшую сторону. Впервые получена прибыль. Хоть и небольшая — 72 тысячи рублей. Но на фоне миллионных убытков в предыдущие годы это можно считать достижением.

Eсть ли еще резервы для увеличения эффективности работы предприятия? Депутат уверен, что есть. Ведь много помещений — производственных и офисных — пока не сдаются в аренду. Их состояние не устраивает арендаторов. Депутат предложил рассмотреть возможность увеличения финансирования из бюджета на ремонт. Чем просто платить за содержание площадей, лучше раз вложиться, чтобы потом получать прибыль. Тогда у бывшего троллейбусного начнется новая жизнь. Без убытков.

***
фото: На въезде по-прежнему висит табличка «Тюменское троллейбусное предприятие»;Анатолий Старостин (слева) и депутат Мурат Тулебаев (справа) беседуют с рабочим одной из фирм-арендаторов;Троллейбусы больше не въезжают в эти ворота. Галя Безбородова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта