Ветер перемен несет новую драму
Фестиваль «КиноТеатр. Современная драма на сцене и экране» состоялся в нашем городе, а точнее, в театре драмы впервые.
Это образовательный проект в виде лабораторной работы для актеров, которые на протяжении четырех дней прошлой недели учились и работали с режиссерами из Санкт-Петербурга. Кроме того, на фестиваль приехали театральные критики, которые работали со зрителями.
Вершиной фестиваля можно считать показы эскизов, которые приглашенные режиссеры поставили с нашими актерами за четыре дня. Эскизы перевернули мир тюменского театрального зрителя, привыкшего в основном к классическому репертуару и никак не ожидавшего увидеть, как, например, актер Андрей Волошенко в эскизе «Грязнуля» стоит на столе и размазывает по голове кетчуп.
Можно сказать, что фестиваль стал началом нового, современного этапа в театре драмы. Мы расскажем о тех «уроках», которые он преподнес.
Урок первый: не торопитесь оценивать
Редактор «Петербургского театрального журнала» Оксана Кушляева провела беседу с горожанами (в основном — журналистами) о том, как региональным критикам писать о театре так, чтобы попасть в электронную версию журнала.
Главная проблема начинающих провинциальных журналистов, по мнению редактора Кушляевой, в том, что они не вписывают постановку в контекст своего города. А ведь читателям их обзоров должно быть понятно, почему в театре идет тот или иной спектакль. Например, без определенной подготовки зритель может не понять современную драму и даже счесть ее безумием на сцене.
Важно и определиться с собственными представлениями о театре, и принять представление о нем режиссеров. Оксана Кушляева рассказала о методах анализа театральной постановки. Ведь чтобы аргументировать свое мнение о спектакле, надо знать, с какой стороны на него смотреть. Можно разобрать его структуру, можно воспользоваться мифологическим методом и заглянуть в прошлое, можно изучить публику, а можно — систему загадок и ребусов, которые составил режиссер.
Оксана Кушляева считает, что каждый раз, когда журналист пишет рецензию, ему необходимо помнить: он тоже в какой-то степени автор просмотренного спектакля. Ведь его слова будут транслироваться в мысли читателей и создавать образ постановки.
— Не надо давать конкретных, простых и банальных оценок, — считает редактор журнала, — оценку надо максимально отсрочить.
Урок второй: вампиры — это смешно
Юных воспитанников театральной студии, которой руководит актер драмтеатра Николай Аузин, на фестивале учили быть драматургами. Под руководством сценариста и драматурга Марии Огневой они написали свои первые пьесы. В последний день театральной лаборатории на сцене малого зала режиссер Александр Баргман, актриса София Илюшина, актер Сергей Скобелев и заместитель директора по художественно-творческой деятельности театра драмы, актриса Кристина Тихонова устроили читку этих пьес.
После кто-то из зрителей заметил: как хорошо, что с шекспировских времен ничего не меняется, и детей все так же интересуют отношения с родителями и любовь. Мне же показалось, что в работах юных авторов слишком много смерти. Возможно, это связано со свойственным возрасту желанием все драматизировать? Но было в пьесах и немало веселого. Даже артисты, зачитывавшие диалоги персонажей, не всегда могли сдержать смех. Немалых усилий стоило Сергею Скобелеву произнести роковую фразу: «Я — вампир».
— Вы пережили тяжелый момент, — сказала потом юным драматургам директор театра «Солнце Сибири» Eлена Молдованова, — когда читают вашу пьесу, а смеются не там, где вы задумали, — это очень тяжело.
Оксана Кушляева тоже обратилась к юным авторам и отметила, что в их работах есть то, чего нет во взрослой драматургии — разрешение всех ситуаций.
Урок третий: нужна современная драма
Вся работа, которая разворачивалась на фестивале-лаборатории, велась для демонстрации четырех эскизов. Каждый из них поставил один из питерских режиссеров. На знакомство с труппой и подготовку у них было всего четыре дня, но итог оказался любопытным.
Первым показали эскиз Романа Кагановича по пьесе Василия Сигарева «Алексей Каренин». Задача режиссера выполнена: зрители начали жалеть брошенного Анной мужа с первых минут.
То же можно сказать и о работе кинорежиссера Кристины Кутчер, которая подготовила с актерами эскиз по тексту Ивана Вырыпаева «Пьяные» — эскиз сработал.
Эскиз Романа Габриа (мне он понравился больше всех) был посвящен пьесе Константина Стешика «Грязнуля». Работа вызвала небывалый спектр эмоций. Наблюдая за главным героем (его сыграл Андрей Волошенко), с которым происходят странные, сумасшедшие вещи, чувствуешь грусть, но при этом тебя то разбирает смех, то становится жутко. Позже оказывается, что на сцене актеры в действии показали то, что происходит в голове героя — переживания о смерти сестры. И даже когда зритель складывает пазлы, он почему-то и смеется, и рыдает.
Следующий эскиз был поставлен режиссером Андреем Сидельниковым по пьесе Ивана Вырыпаева «Танец Дели». Этот миниспектакль шел дольше других, но он задел публику за душу: время от времени были слышны всхлипы зрителей.
Художественный руководитель Тюменского концертно-театрального объединения Сергей Радченко спросил у зала:
— А вам это вообще надо? Зрители в голос ответили: конечно! Ведь для нас то, что происходило, — большая редкость, так что ставить современную драму обязательно надо.
. После просмотра эскизов режиссер Александр Баргман сказал, что этот день нужно обозначить красным в календаре: потому что с этого момента история драматического театра повернула в новое русло. Современная драма, считает режиссер, показала артистов, какими мы их еще никогда не видели.
***
фото: Воспитанники Николая Аузина и не мечтали, что их пьесы прочтут профессионалы;Андрей Волошенко в эскизе «Грязнуля»;София Илюшина, Сергей Скобелев, Александр Баргман и Кристина Тихонова читают детские пьесы;Эскиз «Танец Дели» режиссера Андрея Сидельникова;Лекцию о театре читает Оксана Кушляева.