X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ветер перемен несет новую драму

Фестиваль «КиноТеатр. Современная драма на сцене и экране» состоялся в нашем городе, а точнее, в театре драмы впервые.

Это образовательный проект в виде лабораторной работы для актеров, которые на протяжении четырех дней прошлой недели учились и работали с режиссерами из Санкт-Петербурга. Кроме того, на фестиваль приехали театральные критики, которые работали со зрителями.

Вершиной фестиваля можно считать показы эскизов, которые приглашенные режиссеры поставили с нашими актерами за четыре дня. Эскизы перевернули мир тюменского театрального зрителя, привыкшего в основном к классическому репертуару и никак не ожидавшего увидеть, как, например, актер Андрей Волошенко в эскизе «Грязнуля» стоит на столе и размазывает по голове кетчуп.

Можно сказать, что фестиваль стал началом нового, современного этапа в театре драмы. Мы расскажем о тех «уроках», которые он преподнес.

Урок первый: не торопитесь оценивать

Редактор «Петербургского театрального журнала» Оксана Кушляева провела беседу с горожанами (в основном — журналистами) о том, как региональным критикам писать о театре так, чтобы попасть в электронную версию журнала.

Главная проблема начинающих провинциальных журналистов, по мнению редактора Кушляевой, в том, что они не вписывают постановку в контекст своего города. А ведь читателям их обзоров должно быть понятно, почему в театре идет тот или иной спектакль. Например, без определенной подготовки зритель может не понять современную драму и даже счесть ее безумием на сцене.

Важно и определиться с собственными представлениями о театре, и принять представление о нем режиссеров. Оксана Кушляева рассказала о методах анализа театральной постановки. Ведь чтобы аргументировать свое мнение о спектакле, надо знать, с какой стороны на него смотреть. Можно разобрать его структуру, можно воспользоваться мифологическим методом и заглянуть в прошлое, можно изучить публику, а можно — систему загадок и ребусов, которые составил режиссер.

Катя Христозова

Оксана Кушляева считает, что каждый раз, когда журналист пишет рецензию, ему необходимо помнить: он тоже в какой-то степени автор просмотренного спектакля. Ведь его слова будут транслироваться в мысли читателей и создавать образ постановки.

— Не надо давать конкретных, простых и банальных оценок, — считает редактор журнала, — оценку надо максимально отсрочить.

Урок второй: вампиры — это смешно

Юных воспитанников театральной студии, которой руководит актер драмтеатра Николай Аузин, на фестивале учили быть драматургами. Под руководством сценариста и драматурга Марии Огневой они написали свои первые пьесы. В последний день театральной лаборатории на сцене малого зала режиссер Александр Баргман, актриса София Илюшина, актер Сергей Скобелев и заместитель директора по художественно-творческой деятельности театра драмы, актриса Кристина Тихонова устроили читку этих пьес.

После кто-то из зрителей заметил: как хорошо, что с шекспировских времен ничего не меняется, и детей все так же интересуют отношения с родителями и любовь. Мне же показалось, что в работах юных авторов слишком много смерти. Возможно, это связано со свойственным возрасту желанием все драматизировать? Но было в пьесах и немало веселого. Даже артисты, зачитывавшие диалоги персонажей, не всегда могли сдержать смех. Немалых усилий стоило Сергею Скобелеву произнести роковую фразу: «Я — вампир».

Катя Христозова

— Вы пережили тяжелый момент, — сказала потом юным драматургам директор театра «Солнце Сибири» Eлена Молдованова, — когда читают вашу пьесу, а смеются не там, где вы задумали, — это очень тяжело.

Оксана Кушляева тоже обратилась к юным авторам и отметила, что в их работах есть то, чего нет во взрослой драматургии — разрешение всех ситуаций.

Урок третий: нужна современная драма

Вся работа, которая разворачивалась на фестивале-лаборатории, велась для демонстрации четырех эскизов. Каждый из них поставил один из питерских режиссеров. На знакомство с труппой и подготовку у них было всего четыре дня, но итог оказался любопытным.

Первым показали эскиз Романа Кагановича по пьесе Василия Сигарева «Алексей Каренин». Задача режиссера выполнена: зрители начали жалеть брошенного Анной мужа с первых минут.

То же можно сказать и о работе кинорежиссера Кристины Кутчер, которая подготовила с актерами эскиз по тексту Ивана Вырыпаева «Пьяные» — эскиз сработал.

Катя Христозова

Эскиз Романа Габриа (мне он понравился больше всех) был посвящен пьесе Константина Стешика «Грязнуля». Работа вызвала небывалый спектр эмоций. Наблюдая за главным героем (его сыграл Андрей Волошенко), с которым происходят странные, сумасшедшие вещи, чувствуешь грусть, но при этом тебя то разбирает смех, то становится жутко. Позже оказывается, что на сцене актеры в действии показали то, что происходит в голове героя — переживания о смерти сестры. И даже когда зритель складывает пазлы, он почему-то и смеется, и рыдает.

Следующий эскиз был поставлен режиссером Андреем Сидельниковым по пьесе Ивана Вырыпаева «Танец Дели». Этот миниспектакль шел дольше других, но он задел публику за душу: время от времени были слышны всхлипы зрителей.

Художественный руководитель Тюменского концертно-театрального объединения Сергей Радченко спросил у зала:

— А вам это вообще надо? Зрители в голос ответили: конечно! Ведь для нас то, что происходило, — большая редкость, так что ставить современную драму обязательно надо.

Катя Христозова

. После просмотра эскизов режиссер Александр Баргман сказал, что этот день нужно обозначить красным в календаре: потому что с этого момента история драматического театра повернула в новое русло. Современная драма, считает режиссер, показала артистов, какими мы их еще никогда не видели.

***
фото: Воспитанники Николая Аузина и не мечтали, что их пьесы прочтут профессионалы;Андрей Волошенко в эскизе «Грязнуля»;София Илюшина, Сергей Скобелев, Александр Баргман и Кристина Тихонова читают детские пьесы;Эскиз «Танец Дели» режиссера Андрея Сидельникова;Лекцию о театре читает Оксана Кушляева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта