Трудное рождение новой звезды
В то незабываемое десятилетие — шестидесятые годы — назвать новый кинотеатр можно было, наверное, только одним именем. «Космос»!
Нашелся тот, кто сказал «стоп»
В 1961 году, когда Юрий Гагарин совершил свой полет, потрясший весь мир, исполком Тюменского горсовета принял важное решение. 2 декабря он дал добро местному отделу культуры на сооружение кинотеатра «на 600 мест в юго-восточном районе (около школы ТЭЦ) по ул. Республики за счет свободных городских земель». Исполнение проекта было поручено «ТЭЦстрою».
Шло время. И все на стройке вроде бы двигалось… Как вдруг обнаружилось: дальше вести работы нельзя. Потому что на кону оказались жизни зрителей, на головы которых, при несчастливом стечении обстоятельств, могла рухнуть крыша кинотеатра. Выяснилось: допущен серьезный инженерный просчет. А виновен человек, уже не работающий в этой строительной организации, — бывший главный инженер.
Конфликт словно сам просился в новый фильм с модной тогда производственной темой. И с масштабным, не только тюменским, охватом людей и событий. Проект кинотеатра вышел из стен московского института еще в 1959-м — типовой, но не универсальный. Он предусматривал установку 18-метровых ферм перекрытия из сборных элементов, которые не производили ни на одном из заводов Тюменской, Свердловской и других соседних областей. Тут-то и заварилась нешуточная каша. 7 февраля 1965-го «Тюменская правда», назвав стройку «бородатой», подробно рассказала о причинах остановки строительства. И раскрыла по-своему ужасающее и по-своему будничное закулисье: «Представители стройуправления ТЭЦ обратились в «Тюменьпроект» с просьбой разрешить замену железобетонных ферм металлическими. Там сразу поняли, что деваться некуда, и скрепя сердце дали согласие. Завод «Механик» изготовил четыре фермы, их доставили на объект.»
Нашелся, к счастью, неравнодушный и профессиональный человек, усомнившийся в происходящем. Это он, начальник участка по фамилии Колчанов, посчитал, что металл, вероятно, выбран не тот. Заартачился: мол, не стану ставить фермы, пока завод не даст паспорт на эти изделия! И откуда смелости набрался? «Чапаева», что ли, смотрел раз десять, чтобы однажды сказать: «Врешь — не пройдешь»?
С подачи его, Колчанова М.Н., обратились к экспертам из других городов. И те подтвердили: точно, при изготовлении несущих конструкций здания использована совсем не та марка стали, что гарантирует надежность и безопасность. А, наоборот, менее всего подходящая для этой цели.
Вот так сценарист-жизнь нашла на той же площадке, совсем не съемочной, своего положительного героя. Спас ли он кого-то, избавил ли город от возможной беды и всесоюзного позора — это мы никогда не узнаем. Важнее другое: угроза была предотвращена.
. Критические стрелы, выпущенные областной газетой в адрес ОКСА горисполкома, плохо курировавшего стройку, имели почти волшебный результат. Необходимый металл нашли, фермы заменили (правда, для меня осталось тайной, где их все-таки изготовили). Строительство близилось к завершению — но возникло новое препятствие. Тоже не делающее чести тем, кто обязан был продумать и просчитать проект до последней мелочи. Тогда в уже созданную госкомиссию по приемке объекта поступило срочное письмо из областного управления кинофикации: «. Ставим Вас в известность, что при существующем напряжении 420-450 вольт на входном распределительном щите (в щитовой кинотеатра «Космос») кинотехническое оборудование эксплуатировать невозможно» (выделено мной — В.Т.).
Оказывается, все отечественная большая кинопроекция действовала, в соответствии с ГОСТом, с другим, значительно меньшим, параметром напряжения. Хорошо, что в данном случае не потребовались такие серьезные затраты и переделки, как в ситуации с фермами. Просто понадобилось установить то дополнительное оборудование, что решило проблему.
И, уже осенью, председатель исполкома Тюменского горсовета товарищ Зайченко подписал долгожданную «окончательную бумажку»: «Разрешить эксплуатацию кинотеатра «Космос» с 30 сентября 1965 г.».
Среди сохранившихся справок, актов, писем (их помогла разыскать сотрудница госархива Наталья Галян) нашлись и цифры, которые обозначили новое кинопространство. Длина зрительного зала в «Космосе» составляла 29,5 метра (даже чуть больше, чем в сиреневом зале «Темпа»), ширина — 17,24 м, высота у экрана — 7,9 м.
Хотя, наверное, более интересна другая подробность: кинотеатр с именем-паролем тех лет изначально был широкоформатным.
Премьера и после нее
Как бы то ни было и сколько бы ни пролилось трудового пота — отгремели все грозы, в том числе и в начальственных кабинетах. А на небосклоне тюменского кино зажглась новая звезда. Близкая и теплая, доступная и привлекательная.
Открытие кинотеатра, похоже, не было слишком пышным. Предполагаю такое из-за отсутствия фоторепортажа в областной газете. В номере за 1 октября «Тюменская правда» напечатала внизу четвертой страницы. только объявление: «Сегодня открывается кинотеатр «Космос». Демонстрируется фильм «Свет далекой звезды», 2 серии. Сеансы: 9.30, 12.15, 15.00, 17.45, 20.30. Адрес кинотеатра: поселок ТЭЦ. Автобусы 9, 11, 16. Остановка «Спорттовары».
Фотокорреспондент Аркадий Космаков на сей раз не дал снимка с первого сеанса, как это было несколько лет назад в обновленном «Темпе». По-видимому, не получил такого задания. О том, что увидели первые зрители «Космоса», так и не рассказали (и в молодежной газете «Тюменский комсомолец» тоже).
Почему? По версии автора, долгострой, обошедшийся казне в копеечку, изрядно намозолил глаза властям. О возможных партвзысканиях умолчу — и не знаю о них, и вряд ли они интересны моим читателям.
Для премьеры вовремя подоспел фильм со знаковым, почти космическим названием — «Свет далекой звезды». Один из самых известных советских режиссеров — народный артист СССР Иван Пырьев (создатель любимых народом картин «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской») снял его по одноименной повести Александра Чаковского.
Герои, курсант летного училища и девушка с тяжеленным чемоданом книг, познакомились на волжской пристани в тяжкую пору осени 1941-го. И ожидание парохода стало предвестием любви. Но утром, в давке, они теряют друг друга. (Кстати, массовая сцена, когда люди штурмуют судно, чтобы уплыть в тыл, от подступающего врага, снята пронзительно и очень умело, если оценить профессионализм постановщиков).
Признаюсь, что не видел этого фильма раньше. И, отыскав его в онлайн-кинотеатрах, черно-белый и с не слишком хорошим качеством записи, все же был впечатлен неспешным, меняющим времена и декорации, повествованием (из 1941-го в 1956-й, и обратно, уже на фронт, где не вернется из вылета стрелок-радист Ольга Миронова). А бывший капитан Владимир Завьялов, отсидевший шесть лет в лагерях (тоже был сбит, но выжил, приземлившись на оккупированной территории) станет искать ее неустанно по фотографии в журнале. Вот только никто почему-то не знает, где это снято и кем.
Пырьев, выступивший еще и автором сценария, искал для дуэта героев новые лица. И нашел в двух московских театрах. Для актера МХАТа Николая Алексеева то была первая большая роль в кино — и сразу такая сложная. Eго выбрали из шестидесяти кандидатов (суровый кастинг, хотя такое слово в советском кино вряд ли существовало). А свою Ольгу знаменитый режиссер увидел в театре имени Станиславского. Лионелла Скирда — таково имя уроженки Одессы, которой в пору съемок было 27 лет. Редкостная красавица! Eй, темноглазой блондинке, удивительно шли и простенький платок, и армейская пилотка.
Расставаясь с этим фильмом, скажу, что его в СССР посмотрели 36,2 миллиона зрителей. Что касается актрисы Скирда, то она стала женой Пырьева после его развода с Мариной Ладыниной. Ненадолго: в 1968-м Иван Александрович ушел из жизни, так и не досняв свою последнюю и, возможно, самую трудную картину — «Братья Карамазовы (этот творческий проект завершили Михаил Ульянов и Кирилл Лавров).
В кино!
Хочется чуть пошутить: родись я на десять-двенадцать лет пораньше, мог бы успеть на эту премьеру. И увидеть «Космос» в его самый первый рабочий день.
Наверстал упущенное только весной 1977-го, когда получил приглашение в «Тюменский комсомолец» и переехал в первый город Сибири, еще не зная, что задержусь здесь надолго.
Редакция размещалась в считанных метрах от кинотеатра, в соседнем жилом доме, где помещение, предназначавшееся под магазин, почему-то отдали газете. Ваш корреспондент пребывал за большим стеклом, в минуты творческих мук напоминая с застывшим лицом и сгорбленной фигурой. манекен. Разве что те никогда не сидят за столом. Девушки, фланировавшие по улице Республики, могли сравнить рисованного киногероя с афиши с молодым человеком в витрине. Полагаю, первый интересовал их гораздо больше второго.
А самым первым фильмом, который я посмотрел в «Космосе», был тот, что снял режиссер Леонид Быков — «Аты-баты, шли солдаты.» Сильная, мощная картина о войне, где блистали Быков и Владимир Конкин, будущий Воллодя Шарапов из телесериала «Место встречи изменить нельзя».
Любопытно, что, не сговариваясь, мы с коллегой Володей Хрущевым написали рецензии на эту ленту. Редактор Константин Eлютин, хмыкнув (надо же, оба об одном и том же!) сказал, что поставит в газету лучший из двух текстов. Повезло мне.
И возникла та невидимая, но важная ниточка, что связала меня с этим хорошим местом, где крутили кино с утра до вечера. Отныне и на долгие годы.
***
фото: Кинотеатр «Космос» в советскую эпоху;Афиша фильма «Свет далекой звезды»;Актер Владимир Конкин в картине «Аты-баты, шли солдаты…»