X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Противоречивые многоэтажки

Совершенствуя или уродуя наш город, мы совершенствуем или уродуем живущих в нем людей.

Этими словами профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ открыл 26-е «Губернаторские чтения», состоявшиеся на этой неделе. Президент союза архитекторов России Андрей Боков представил основной доклад на тему «Современная российская политика пространственно-территориального развития: состояние и вызовы». Попробуем кратко передать его содержание.

«Нельзя дробить пространство»

Боков говорит: в сознании профессионального сообщества — архитекторов, застройщиков, чиновников, занимающихся градостроительными вопросами, — произошло «одичание необъяснимое». Сообщество не знает, что такое квартал, а что такое микрорайон. Этот провал в знаниях не безобидный, и не единственный. Наше понимание того, как строить городское пространство, в высокой степени инерционно.

Но государственная градостроительная политика существует, хотя она латентна, неясно выражена и склонна сосредоточивать внимание на десятке-другом крупных городов.

В Eвропе основные точки связаны сетью магистралей, которая к тому же постоянно совершенствуется (например, связка Осло — Копенгаген). Это принципиально другой образ жизни — единое культурное пространство. Сетевое образование — это центр и сходящиеся к нему линии. Важно и то, и другое.

Наши крупные города, увы, существуют обособленно. Кроме этого, обособленны они и от примыкающего к ним природного пространства. Это другой полюс нашей территории, который требует бережного отношения. Большие города таковы только потому, что есть этот другой полюс. Противопоставление природного и городского пространства — неправильно.

«Многоквартирный атавизм»

Тип многоквартирного дома родился в Германии — как социальное жилье. Эта концепция очень повлияла на развитие и наших городов. Eе экспансия началась в 50-60-е годы XX века, и она до сих пор правит бал. Боков убежден: зря.

— Объединение в микрорайоны продолжает определять наше сознание. Продолжаем ставить дома, не формируя улиц, дворов. Пространство российских городов до начала тридцатых вызывает радость. и боль. На что мы его променяли.

Многоквартирный дом — формат социального жилья. У нас он стал коммерческим. У главенства многоквартирной застройки много минусов. Оно дороже и в возведении, и в эксплуатации относительно индивидуальных домов. Оно не способствует образованию соседского сообщества и отрывает человека от земли. С годами капитализация этого жилья будет падать. Третье поколение жителей квартир будет желать лишь уехать из них поскорей.

Проводить политику капитализации пространства может только власть, считает Боков. В пример приводит Лондон, где в 70-х на иных улицах встречались крысы, а теперь это один из лучших городов мира. Другой пример — Сингапур. В России — Суздаль.

«Будущее — за ИЖС»

Очень важно зонирование городского пространства. Пригород должен быть пригородом, а не местом, заставленным многоэтажными домами. Но в наших пригородах именно так и есть. А между тем, многоквартирные дома за городом — это самые неэффективные и невыгодные дома. Будущее — за индивидуальным жилищным строительством.

Боков уверен, что это дешевле огромной квартиры. И это настоящее жилье для среднего класса. У нас это еще и средство самоутверждения. Мы стремимся жить на земле! Нельзя лишать человека этого права.

Отсутствие развитой индустрии ИЖС наши люди компенсируют дачами. Eще в начале века иностранцы говорили о наших городах: наполовину застроены, наполовину засеяны. Субурбанизация — нужный нам путь.

В западном мире индивидуальное строительство работает и в социальной сфере. Это лучший общественный контроль: по индивидуальному дому сразу видно, как живет в нем семья. А еще жизнь в собственном доме побуждает общаться с соседями.

В России есть успешные примеры нестандартных подходов к городскому пространству. Андрей Боков назвал Белгород, Красноярск, Иркутск, власти которых сумели добиться хороших результатов.

В любом случае, жилье должно быть разнообразным, а не однотипной чередой многоэтажек.

«Квартальная застройка — не решение проблем»

Структура «Губернаторских чтений» предполагает выступление содокладчиков, комментарии на них автора основного доклада, вопросы из зала и ответы на них, а так же заключительное слово губернатора.

Слово содокладчикам. Гендиректор «Института территориального планирования «Град» Анна Береговских рассказала, что пространственная политика — это не только стройка. Это еще и столкновение политики разных госструктур. Одна из важных задач — сотрудничество и создание «бесшовной» схемы работы. Кроме этого, в числе важных задач Береговских назвала социализацию пространства: без мнения граждан политика не может быть реализована .

Тюменский архитектор Андрей Табанаков поделился своим взглядом на эстетический аспект городского пространства: он тоже оказался не поклонником многоэтажек.

— Жилье должно быть не только доступным, но и красивым. Коробки не имеют собственного лица, а те красивые дома, что у нас есть, не общедоступны.

Районы многоэтажек не позволяют создать полноценных зеленых зон, считает Табанаков, и цветы с бабочками на фасадах не заменят их, как и не сделают застройку разнообразнее.

По мнению Табанакова, надо повышать как требования к эстетике в проектах, так и роль архитектора в законодательной деятельности. А будущее, считает он, за малоэтажной застройкой. Но таких проектов пока мало.

Исполнительный директор компании «Брусника» Александр Щиголь представил, по его словам, оптимальный способ организации пространства — квартальную застройку, противопоставив ее микрорайону.

Щиголю Боков ответил, что квартальная застройка в Тюмени и других городах страны не решает существующих проблем городского пространства.

— Это те же коробки, — ответил Боков содокладчику. — Квартальная застройка — очередной обман.

Микрорайоны — тоже пройденный этап. Но, даже критикуя их, сказал архитектор, надо понимать, как и почему они появились. Например, они открыли детям безопасный путь в школу. А в квартальной застройке, им опять придется переходить несколько автодорог.

«Жизнь диктует свои правила»

— У меня на чтениях интересная роль: всех приземлить и рассказать, как оно в жизни происходит, — заметил губернатор Тюменской области Владимир Якушев в своем заключительном слове.

Губернатор напомнил, что до начала нулевых в стране вообще не было градостроительной политики. Никакой. Муниципальные земли можно было брать почти даром, безо всяких аукционов, не было кодекса, нормативной базы.

Градостроительный кодекс появился в 2005 году. Но там было столько новелл законодательства, для которых надо было разработать подзаконные акты, что чуть ли не каждая первая статья на практике не работала. Нужно было время.

Тем не менее, сказал Владимир Якушев, Тюмень избавилась от точечной застройки, понемногу преодолевает дисбаланс парковочных мест. А еще — удается решать проблемы обманутых дольщиков за бюджетные деньги, строить дороги и мосты.

— У нас социальное государство, — говорит губернатор. — Мы не прекратим строить жилье эконом-класса. Пожалуйста, давайте введем новый налог, скинемся и переселим сирот в таунхаусы. Думаю, скидываться никто в этом зале не захочет. Мы ментально не готовы платить за подобные блага. Eсли администрация города вынесет на референдум вопрос о введении муниципального сбора за содержание скверов, вряд ли он пройдет. Любая красота — это деньги. Сама собой она не появится.

. Владимир Якушев говорил о правильных и понятных вещах. Архитектор Боков считает, что формирование городского пространства — вопрос стратегический. Соединить стремление к архитектурной красоте и упорядоченности с финансовым обеспечением этой красоты — сложная задача. Поставим ее перед собой?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта