Каким разным бывает «Спартак»
Балет в Тюмень привозят реже, чем мне хотелось бы, а своего у нас в городе нет. Узнав, что 11 и 12 октября в филармонии выступает московский театр Натальи Касаткиной и Владимира Василева с двумя спектаклями — «Спартак» и «Маугли», — я с нетерпением ждала приезда столичных артистов.
Трагедия героя, который поднял в Риме восстание рабов, мне интересна больше, чем история мальчика Маугли. К тому же, музыку к балету «Спартак» написал один из моих любимых композиторов — Арам Хачатурян. Так что, 11 октября вечером я уже сидела в зале и наблюдала за другими зрителями. Интересно же: они так же предвкушают представление, как и я? Похоже, что да -справа от меня пожилая женщина читает программу, освежая в памяти либретто. Говорит соседке, что смотрела балет в Санкт-Петербурге несколько раз и очень рада, что теперь может увидеть его в Тюмени. Наконец, дождались — открывается занавес, на сцене появляется Спартак.
Я не балетный критик и не могу аргументировано, приводя примеры и используя соответствующую терминологию, объяснить, почему долгожданный «Спартак» меня не впечатлил, а наоборот вызвал вопросы. Например, я не поняла, почему несчастная, преданная Спартаку Фрида, ставшая рабыней Красса, похожа на блистающую фею? Разве по сюжету она не должна быть в изодранном одеянии? Или почему в исполнении балета было столько погрешностей? Артисты выглядели уставшими, дрожали от напряжения и совершали ошибки, заметные и мне, непрофессионалу. Мы понимаем, что балет — это тяжелая работа, но разве она не должна оставаться за кулисами? А на сцене прыжок танцора не должен выглядеть полетом?
В результате я даже засомневалась, что сам балет «Спартак» -это достойная постановка. Решила сравнить: уже дома нашла в Интернете и посмотрела балет «Спартак», который в 1984 году поставил в Большом театре Юрий Григорович. Оказалось, это прекрасный балет — красивый, эмоциональный, трогающий за душу.
***
фото: Сцены из балета «Спартак».;;;