Какая лаборатория без риска?
На сцене театра драмы в понедельник можно было увидеть не артистов, а журналистов! Благодаря фестивалю «Кино Театр. Современная драматургия», который идет в театре, они познакомились с молодыми режиссерами и узнали о новом для себя формате — фестивале-лаборатории.
НОВЫE ЛИЦА
— Лаборатория — это некий интенсив, — отмечает Кристина Тихонова, заместитель директора драмтеатра по творческой части. -И я надеюсь, фестиваль поможет артистам отвлечься от привычной работы по выпуску спектакля. Это будет сложно. У них есть всего четыре дня для того, чтобы вместе с нашими актерами создать эскиз спектакля, из которого зритель должен что-то понять. Это будет огромный опыт для всех.
Журналистов Кристина Рудольфовна знакомит с режиссерами -Романом Габриа, Романом Кагановичем, Кристиной Кутчер и Андреем Сидельниковым, которые приехали на фестиваль из Санкт-Петербурга. Они уже успели поработать с нашими актерами, которых выбирали по фотографиям, еще будучи в Петербурге.
— Мы работаем только два дня, -рассказывает Роман Габриа, — и должен сказать, уже есть результат. Очень талантливая труппа! С актерами приятно общаться и проводить репетиции. Это думающие люди.
Молодой режиссер выбрал для работы пьесу «Грязнуля» Константина Стешика. Говорит, что это рискованный вариант, поскольку пьеса написана в 2016 году, ее еще нигде не ставили.
— Неизвестно, что получится, но мы постараемся достичь чистоты формы, — шутит Роман, ссылаясь на название выбранной им пьесы.
Что касается фестиваля-лаборатории, то он уверен: сжатые сроки — экстрим, но на работе он скажется положительно. Ведь у актеров и режиссеров не будет времени на лишние мысли. Особенно у актеров: спектакли драматического театра тоже никто не отменял, надо везде успеть.
Тему экстрима и риска продолжил другой режиссер, Андрей Сидельников.
— В такой ситуации актеры и режиссеры открывают те двери, в которые они не попадают, когда репетируют три месяца, четыре, пять. Длительная работа делает материал хорошо знакомым. А сейчас риск позволяет сделать то, чего ты никогда не делал раньше и, возможно, больше не сможешь повторить. Спасибо за возможность не только проверить себя, но и открыть что-то новое… или закрыть нечто старое. Это порождает свободное отчаяние, из которого может что-то получиться.
— Нашему театру свойственны эксперименты, — добавляет художественный руководитель концертно-театрального объединения Сергей Радченко, — а молодости свойственны эксперименты. Наступает время, когда мобилизоваться должны будут все цеха театра: звук, свет, реквизиторский отдел. Это своеобразный экзамен для каждого.
РEЧЬ — ЭТО ТАКОЙ ИНСТРУМEНТ
На фестивале-лаборатории, впрочем, не только экспериментируют, но и учатся. Образовательный аспект вносят столичные гости — читают для актеров лекции, проводят мастер-классы. Например, по основам пластики или сценической речи. Андрей Сидельников собирается провести семинар под названием «Импротеатр».
… А открыла череду уроков по актерскому мастерству преподаватель ВГИКа Ксения Кузнецова. В малом зале театра она показывает артистам, как пользоваться своим голосом.
Педагог рассказывает, что речь — ресурс индивидуально-мотивированный, сложно устроенный. Но актеры — проводники, которые должны овладеть этим ресурсом, понимать физику изданных звуков и при этом правильно ощущать себя в пространстве сцены, которое нередко играет против них.
Чтобы научить владеть этим пространством, Ксения сначала приглашает на сцену актрису Диану Быстрицкую: выбрать точку, стоя на которой, можно донести звук до каждого зрителя при условии, что зал полный. У Дианы это получается интуитивно, как у многих артистов.
После на сцену забираются все, кто пришел на мастер-класс. Во время первого упражнения они стоят лицом к зрительному залу на краю сцены, а один человек -за ними, по центру площадки. Он должен заставить обернуться выбранного им человека, сказав: «Хэй».
Я в это время сижу в зале и про себя смеюсь: да как это, на сцене почти три десятка человек, тут явно нужны экстрасенсорные способности. Но нет! Уже у первых артистов получается. Девушки не скрывают радости, смеются и обнимаются. Задумываюсь: а вдруг артисты понимают, кого из них выбрали, по моему взгляду? Мне-то видно, на кого смотрит выбирающий! Но нет: выбирающие меняются, сразу донести свое «Хэй!» до адресата получается не у всех. Некоторым надо больше времени.
Тем не менее, неудачи не огорчают, а артисты не выглядят усталыми. Внимательно, с энтузиазмом и интересом они слушают педагога, учатся. А впереди — еще больше полезных упражнений, занятий и лекций.
***
фото: Актриса Диана Быстрицкая и преподаватель ВГИКа Ксения Кузнецова;Актерам есть чему поучиться;Звали одного, оглянулись многие.