Якорь против мошенников
На днях одна женщина пенсионного возраста, прослывшая в кругу знакомых скептиком, каких поискать, чуть было не попалась на уловку мошенников.
Банальнейший телефонный развод: дескать, назовите номер своей карты, защитный код, а еще пароль, и наш банк переведет на ваш счет энную сумму, которую задолжал.
Вообще-то, от этой пенсионерки шарахаются все проверяльщики качества воды, торговцы посудой от Макаревича и мужики с чудопылесосами — всем им она быстро дает понять, что на ней они не только не заработают, но могут еще и сами заиметь большие проблемы. А тут — поди ж ты! — заслушалась какую-то сладкоголосую сирену, позвонившую якобы из банка. И даже не подумала, почему банковской деве неизвестны данные карты клиента: хотели бы перевести на счет какие-то деньги, то сделали бы это без выяснения пароля. Да, на слове «пароль» пенсионерка словно прозрела, как будто ее кто в бок толкнул, как она сама говорит. И, бросив трубку, женщина побежала в ближайшее отделение своего банка, где ее карточку заблокировали и вообще изрезали на мелкие кусочки, запретив впредь общаться с подозрительными личностями: все вопросы, связанные с банковскими операциями, решать только по официальному номеру телефона! Как будто она сама этого не знала…
О том, почему на уловки мошенников попадаются даже те люди, которые об этих уловках наслышаны, я спросила у члена общественного совета при областном УМВД, доцента кафедры института психологии и педагогики ТюмГУ Инны Васильевой. И психолог призналась, что даже она, которая не раз проводила для своих студентов уроки противостояния мошенникам, чуть было не оказалась втянутой в сомнительного рода предприятие. На Инну Васильеву стали наседать какие-то люди, которые представились работниками некоего негосударственного пенсионного фонда, наговорили с три короба, попросили личные документы…
— В какой-то момент я поняла, что мне срочно нужен альтернативный источник информации о подобных организациях и обратилась к Интернету, — говорит психолог.
Выяснилось, что такие организации очень активно вербуют потенциальных клиентов — делают это достаточно напористо и агрессивно. Те, кто уже столкнулся с их представителями, советуют держаться от них подальше.
— Когда у тебя появляется конкурирующая информация, гораздо легче объективно оценить ситуацию и сделать правильный выбор, — продолжает Инна Витальевна. — Проблема заключается в том, что мошенники, которые хотят добиться своей цели, стараются не дать жертве времени на раздумья. Безусловно, эти люди обладают навыками нейролингвистического программирования. Материалы на тему, как психологически воздействовать на человека, — общедоступны. Их можно найти в Сети, чем и пользуются злоумышленники.
И если жуликов невозможно отлучить от кормушки психологических знаний, то Инна Васильева предлагает действовать против них их же методами. Придумать для себя психологический якорь — это может быть какое-нибудь сигнальное движение, которое человек должен воспроизводить в любой нетипичной для него ситуации. Например, почувствовал, что кто-то слишком настойчиво вытягивает какую-либо информацию или что-то навязывает, потрогай пальцами мочку уха — это станет сигналом к тому, что пора остановить разговор и подумать, а нужно ли его вообще продолжать? По словам Инны Витальевны, такое психологическое противостояние требует тренировок. Репетировать можно в повседневной жизни: дома, на работе, да хоть в магазине при общении с продавцами — те, кстати, иной раз бывают очень приставучими.
Что касается полицейских, то они тоже на какие только ухищрения не идут, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме мошенничества и запрограммировать граждан на бдительность и подозрительность. Накануне Дня пожилых людей главный участковый Тюменской области Александр Приходько даже записал клип с пенсионерами — вместе с ними… спел частушки о том, как не стать жертвой злоумышленников. Видеоролик до сих пор активно просматривается и обсуждается в Интернете, а значит, кто-нибудь что-нибудь из песенных советов запомнит.