X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

От перемещения — к вдохновению

В музее ИЗО, в галерее промыслов и ремесел, открылась персональная выставка изделий декоративно-прикладного искусства Людмилы Шатохиной.

Название экспозиции «Предмет перемещения» кажется на первый взгляд довольно странным. Какое отношение к нему могут иметь обрядовые куклы, ткачество и ковроткачество? Но как только задаешься этим вопросом, так сразу понимаешь ответ, и пред тобой возникают образы кибиток, переселенцев, нехитрого, часто самодельного домашнего скарба. Большинство изделий прикладного творчества изначально создавалось для того, чтобы переходить от хозяина к хозяину, оберегать, согревать, помогать человеку в дороге или в работе. И при этом призваны они были служить долго — годами и даже десятилетиями, передаваясь по наследству.

Для Людмилы Шатохиной слова «перемещение», «передача», «переселение», «путешествие», «движение», «перемешивание» -не просто синонимы.

— Моя семья прошла через множество переселений, ссылок, лишений, больших переживаний и страданий, — говорит она. — Мое тело и душа — смешение Востока и Запада, корейского и украинско-польского. Культуре восточной жизни, умению готовить, шить лоскутные одеяла и стеганые фуфайки — я обязана моей бабушке, урожденной Че-Чи-Сами. Готовить борщ, печь тончайшие блины с дырочками, оладьи из картофеля, шить и перешивать одежду, не бояться бытовых трудностей, экономно вести хозяйство, уметь постоять за себя научила меня бабушка-украинка. Обе они имели право на счастье, но за свою длинную и многотрудную жизнь получили его ничтожно мало.

Встречам на дорогах судьбы обязаны и ее родители. Eсли бы не освоение целины, они, живущие в разных концах света, наверно, никогда бы не познакомились. Но это произошло, и «продуктом перемещения» целых народов стала их встреча в Казахстане в 1956 году и рождение дочери Людмилы.

— Мое детство прошло в окружении и дружбе с соседскими детьми всех цветов кожи и глаз, — продолжает рассказ Людмила Шатохина. — В венах моих сестер, сыновей и племянников перемешана кровь многих национальностей. И этот зов разных культур будоражит воображение, рождает новые творческие планы, побуждает узнавать что-то новое, не стоять на месте, двигаться и стремиться.

Галя Безбородова

Даже не знакомый с этими историческими подробностями посетитель выставки отметит необычность многих экспонатов. В русской стилистике тканых половиков звучат совершенно новые, скорее, европейские, чем сибирские, мотивы. Так тканые ковровые дорожки превращаются в элегантные дамские сумочки. А на лоскутном одеяле читаются восточные мотивы, похожие на иллюстрации, нанесенные на папирус.

Особое место в этой экспозиции отведено вечным спутникам женщины — сумкам и сумочкам. Eсть они и совсем крохотные, которые сейчас назвали бы клатчами, есть и походные, и в классическом английском стиле саквояж. Эту коллекцию Людмила Шатохина создавала не случайно, а с погружением в историю. Нашла в словарях примеры полузабытых и совсем забытых слов, обозначающих этот предмет гардероба: вайчак, ладунка, калита, ташка, тоболец, колчан, котомка, кошель, торба… Дополнила этот перечень современными названиями: кейс, барсетка, портплед, дипломат. Все это просто кладезь для воплощения творческих идей. Людмила Шатохина считает, что женская сумка должна быть так же индивидуальна, как костюм, макияж, она не должна быть массовой, штампованной, однообразной. Простор для самовыражения и поиска тут широк. Например, почему бы вместо «крокодиловой кожи» не сделать саквояж в технике холодного валяния из войлока? Англичане бы обзавидовались, насколько это получается утонченно и элегантно.

Галя Безбородова

— Сумка — это не только галантерейный, функциональный товар, -считает Людмила Николаевна, -но и очень яркий эмоциональный аксессуар. Это то, что украшает женщину наравне с добродетелью.

Представленное на выставке собрание сумок ручной работы она собирала несколько лет. В них она использовала разнообразные техники ткачества: узорного удмуртского, многоремизного, полотняного, с включением ремков, шерстяных ниток, овечьей шерсти, шелка, натуральных волокон, декорирования изделиями из ракушек, костей животных и рыб. В качестве исторического ликбеза здесь можно узнать, что такое сума переметная, берестяная набирушка, нырики.

Галя Безбородова

Оживляют эти предметы женские образы, точнее костюмы, созданные по фольклорным мотивам. В них можно угадать культуру тюркских, славянских, финно-угорских народов. Все это — не точные этнические копии, а фантазии на тему разных народов и культур. Соединенные дерзко, противоречиво, но с огромным интересом, удовольствием и любовью. Чтобы почувствовать эту заряжающую оптимизмом энергетику творчества, надо лишь прикоснуться к экспонатам. Кстати, на выставке это не запрещено.

***
фото: Экспонаты выставки можно не только посмотреть, но и потрогать;Сумка и костюм в фольклорном стиле;Куклы-обереги;Куколки в национальных нарядах — туркмен и узбечка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта