Индийский танец как эликсир молодости
В танцевальной студии «Академия мастерства» набрали первую группу по обучению индийскому танцу.
В хореографической палитре различных направлений, которые сейчас предлагают тюменские клубы и центры, можно и запутаться. Здесь, как в большом торговом центре, — хочется всего и сразу, и от разнообразия разбегаются глаза. Были бы желание и возможности, можно попробовать себя и в искрометной латине, и в дерзком модерне, и в зажигательных танцах живота, и в темпераментном танго или фламенко, и в сдержанном ривердансе.
Индийские танцы в Тюмени -редкие гости. Многим они кажутся искусством недоступным и загадочным, как сама древняя индийская культура. И в то же время необъяснимо притягательным.
— Моя любовь к индийским танцам проснулась много лет назад, когда я еще училась в шестом классе, — рассказывает Ирина Опалева, руководитель студии танца «Академии мастерства». -Мы с подружками сбежали с уроков, чтобы попасть на индийское кино » В плену дворцовых интриг». О чем был фильм, уже не помню, сюжет стал не важен, как только главная героиня начала танцевать. Море музыки, красок перевернуло мою жизнь. Танцевала по памяти, ходила на все индийские фильмы, а после школы отправилась в путешествие по индийским храмам. Когда увидела Тадж-Махал, поняла, что заболела этой культурой. Брала платные уроки танцев. И танцевала-танцевала.
Индийский танец рождался как храмовое искусство, доступное лишь избранным. В нем каждый жест, взгляд, поворот головы, движение бедер не были случайным набором элементов, а являлись азбукой, по которой сведущие в тонкостях обрядового языка жрецы могли составлять послания божествам и правителям. Этот язык поз, фигур и жестов считался таким же сложным, как в Китае написание иероглифов. Знать отдельные па или мудры (ритуальные жесты рук) еще не означало уметь танцевать. Противоречивость была сокрыта в самом тексте танца, посвященного богу Шиве. В индийской мифологии это верховное божество считается богом-разрушителем, но вовсе не грозным или агрессивным, а дающим начало новой жизни, поэтому Шива был не прочь и потанцевать. Делал он это так искусно, что его известная четырехрукая скульптура стала символом индийского танцевального искусства.
— В индийском танце множество направлений , — рассказывает Ирина Опалева, — от сложных философских, храмовых техник до ярких эстрадных шоу. В харатьян, например, одних только движений бровями — восемь, и у каждого свой смысл. А Болливуд данс — это динамичное шоу с элементами индийской пластики. Здесь не так важен смысл, сколько красота и гармоничность движений. Именно такой, доступный и понятный для всех, вариант индийского танца мы и преподаем.
— Индийский танец — это такая романтика, ностальгия по юности, — говорит Тамара Ивонина, одна из учениц студии. — Когда-то я меч тала стать балериной, поступила в хореографическое училище, моим кумиром была Майя Плисецкая. Но балетная судьба не сложилась, помешали травмы. О танцах я долго и не помышляла. Но в мир хореографии меня вернули индийские танцы.
— Женщина должна быть не только впереди планеты всей — в горящую избу, коня на скаку, -подхватывает ее сестра Лариса. -Она создана, чтобы создавать уют, дарить тепло. Многие уже и забыли, что женщина должна быть женственной, что это — не пережиток прошлого, а природная суть вещей. Чтобы в мире была гармония, не надо меняться ролями.
— Меня пугает увлечение молодежи агрессивными танцевальными уличными направлениями, -говорит Ирина. — Эта мода пришла к нам из Америки и никак не может уйти. В индийских танцах больше естественной красоты движений. А если уж так хочется демократичности, то в танцах Болливуда ее намного больше. Освоить эти движения может женщина любой комплекции и уровня хореографической подготовки. Здесь нет противопоказаний по состоянию здоровья. Могут танцевать и гипертоники, и гипотоники, и даже те, у кого есть проблемы с суставами. Индийский танец для женщины как эликсир молодости. Главное — желание двигаться под музыку. И стремление открывать в себе новое. Или — вспоминать то, что в нашем замотанном ритме жизни мы слегка растеряли.
***
фото: Ирина Опалева с ученицами.