Кто теперь попадет в эти сети?
Вступили в силу изменения в закон о торговле, которые поменяли условия взаимодействия торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.
На движения в законодательстве и перестановки в нормативных актах можно было бы не обращать внимания, тем более что разобраться в них без юридического образования трудно. Но незнание, как известно, не освобождает. В данном случае — от бремени цен в магазинах. Eдинственное, что беспокоит покупателей — станет ли им от этих изменений легче.
Что станет прозрачным
Поставщики продуктов давно жаловались на жесткий прессинг торговых сетей. Юридически никто не запрещал мелким производителям выставлять свои товары на полках гипермаркетов, но фактически желание быть в сети обставлялось таким количеством условий, что выполнить их небольшим фирмам проблематично. Причем, у каждой сети были свои пунктики для разных групп товаров.
Но если можно напрячься и все-таки выполнить требования, то финансовые претензии такими ухищрениями не обойдешь. Не у каждого предпринимателя хватало сил выплатить так называемые ретробонусы, которые торговые сети взимали с поставщика за товарооборот. Иногда такие выплаты за маркетинг, логистику, рекламу и прочие услуги продвижения товаров достигали 30-50 процентов. То есть продался твой продукт — отдай за это даже не десятину, как было в средние века, а — половину. И рад бы поставщик отдать подешевле, но вынужден закладывать в первоначальную цену больше, чтобы не прогореть.
Закон наконец-то встал на защиту производителей. И попытался заставить сетевиков играть по правилам. По словам Дмитрия Полухина, начальника отдела контроля за монополистической деятельностью Тюменского УФАС, торговые сети теперь обязаны стать прозрачнее и публиковать всю информацию и требования к своим поставщикам в открытом доступе — на сайте. Раньше производитель мог получить такую информацию только по запросу. И, не исключено, что не всегда ее получал. Публичная информация, таким образом, уравняла и больших поставщиков, и маленьких в правах. Хотя бы в праве знать. На сайтах ТС теперь должна быть опубликована вся информация — форма договора, требования к товарам, к поставщикам. А за излишнюю скрытность предусмотрен штраф от 300 до 500 тысяч рублей. Антимонопольное управление начало проводить проверку таких сайтов. По словам Игоря Веретенникова, руководителя регионального УФАС, четыре уголовных и четыре административных дела уже расследуются.
Ограничил закон и максимальный размер вознаграждения сетям — до пяти процентов. По мнению Игоря Веретенникова, эти меры должны повысить доходность предприятий и местных товаропроизводителей.
Полка как зеркало
Эволюция торговых сетей в стране была такой стремительной, что федеральное законодательство за их аппетитами не успевало. Они сами придумывали всевозможные правила, как заполучить к себе тех, кого можно выгодно продать (независимо от качества товара), и как отказать тем, с кого много не наваришь. Разрабатывались всевозможные сервис-схемы, навязывались дополнительные условия договоров. Сети вели себя как некоторые работодатели: «Не хочешь, не нравится — увольняйся». Не вытянешь весь этот воз — твои проблемы. И отказать мы можем тебе (почти как в банке) без объяснения причины.
А дальше начинался и вовсе «беспредел». Плату за проданный товар поставщик не мог получить месяцами. По словам Дмитрия Полухина, задержки могли составлять от месяца до полугода. Такую роскошь небольшое предприятие, у которого каждая копейка на счету, конечно, позволить себе не может. Сейчас, в соответствии с поправками в законе о торговле, сроки и порядок перехода права собственности на товар составляют от 10 до 30 дней. Нарушил — штраф до 5 млн рублей. И привлечь к административной ответственности можно даже через год.
С 15 июля эти изменения вступили в силу. Все вновь заключаемые договоры должны соблюдать данные требования, а для перезаключения старых предусмотрен переходный период до 1 января 2017 года. По этому поводу Тюменское УФАС вышло с инициативой в правительство РФ: дать возможность антимонопольщикам осуществлять внеплановые проверки торговых сетей, чтобы контролировать соответствие действующих договоров законодательству.
— Все это — очень сильные меры в защите поставщика, — считает Полухин. — И мы должны это увидеть на полках.
Закон и реальность
Все это хорошо, — скажет любой покупатель, — но мне-то что с того? Скажите, станут ли продукты дешевле?
А вот на этот вопрос никто не сможет дать ответа. Понятно, что сети, как уж на сковородке, будут изворачиваться, только чтобы не упустить своего. Ничего личного — просто бизнес. Будут искать дырки в законодательстве и наверняка их найдут. Легальным или полулегальным способом. Например, запретили ночью торговать спиртным. Хороший закон? Хороший. Но появились так называемые распивочные, которые назвали себя точками общепита, на которые ограничения не распространялись. И новое зло оказалось чуть ли не страшнее прежнего. Что в данной ситуации придумают сети? Сформулируют изначальные требования так, что всем мало не покажется? Или срочно перестанут именовать себя сетями? Фантазия может быть безграничной.
Одна надежда — законы рынка и конкуренции. Завысить цену до потолка и от фонаря они не смогут, покупатели просто к ним не пойдут, особенно сейчас. Покупатель тоже не лыком шит и тоже может придумывать свои средства борьбы с манипулированием своим кошельком и сознанием. Например, некоторые уже перестали брать тележки в магазинах — они удобны, но покупок в результате получается больше, чем хотел. Конечно, трудно бить себя по рукам, когда товар вот он — так и просится в корзину. И потрогать его можно, и пощупать, и понюхать. Слаба человеческая природа. Но и жертвой в мире торговых хищников быть тоже не хочется.
***
фото: