Два сценария: хороший и базовый
Успехами в привлечении инвесторов на нашу землю гордятся городская и областная власти. Обычно на слуху производственные проекты, но инвесторам интересны и недра.
По словам Антона Климовича, начальника управления недропользования областного департамента недропользования и экологии, с января 2015 по июль 2016 года количество лицензий на геологоразведку, добычу строительного и агрохимического сырья увеличилось со 157-и до 210-и. За этот срок в регион пришло более 20 новых недропользователей (всего их — 85). Не считая субподрядчиков, в работах заняты более тысячи человек.
— Вот буклет, посвященный нашим планам до 2030 года, — Климович поднимает над головой цветной глянцевый журнал. — Стратегия социально-экономического развития Тюменской области еще разрабатывается, но свой блок мы сформировали.
Для самых популярных полезных ископаемых специалисты департамента составили базовый и ожидаемый сценарии. Например, в нефтедобывающей отрасли «стандарт» подразумевает стабилизацию добычи на уровне 11-12 миллионов тонн (здесь и далее указаны ежегодные объемы добычи ископаемых). При открытии новых месторождений к 2030 году можно достичь 18 миллионов.
Важно, считают в департаменте, сформировать кластер по добыче и переработке сапропеля — донных отложений пресных водоемов. Eго ресурсы, по оценкам, превышают 500 миллионов кубометров, распределенных по более чем полутысяче озер.
— Пока нет устойчивого спроса на это сырье. Мы поставили себе задачу сформировать его, — говорит Климович. — Подготовили к лицензированию несколько объектов — бизнесу осталось только прийти и работать.
В 2015 году добыли девять тысяч кубометров сапропеля. С новыми проектами объем может достичь 70, а то и 100 тысяч кубометров. Eсть надежда на приход по-настоящему крупных инвесторов, которые способны вывести добычу на уровень 500 тысяч.
Перспективной считают добычу титана, циркония и минералов их группы. В России они дефицитны — высока доля импортного сырья. В Тюменской области выявлены россыпные проявления; до 2030 года возможно добиться добычи 10-15 тысяч тонн ильменита и тысячи тонн циркония.
Что касается глины и песка, при оптимистичном сценарии развития строительной отрасли в Тюмени добыча будет находиться в диапазоне от 11,8 до 14 миллионов кубометров, считают в департаменте. Базовый вариант предусматривает снижение темпа строительства и, как следствие, сокращение добычи до семи миллионов кубометров.
… В августе, после официального начала разработки песка на месторождении «Светлое», довелось услышать позицию, что вырубка сосен на его территории — большой ущерб для лесопаркового пояса вокруг Тюмени. Принимают ли во внимание мнение экологов, заключая контракты с недропользователями?
— В нашем департаменте есть управление экологии, управление водных ресурсов. Без их согласия инвестор не зайдет на объект, — поясняет Антон Климович. — Кроме этого, мы советуемся с комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, если эти объекты находятся рядом.
Что касается «Светлого», его площадь — это лишь 0,4 процента всего лесного комплекса Тюменского муниципального района, говорит Климович. Разработка ведется на высоте трех метров, что тоже не должно оказать негативного влияния — не достанут даже до грунтовых вод. А новые сосны взамен тех, что срубили ради добычи песка, вырастут года за три, уверен начальник управления недропользования.
— Недавно мы осматривали карьер 2000 года. Там деревья уже метров десять высотой. Беспокоиться не стоит, — считает он.
В своих инвесторах в департаменте уверены: они работают по закону и проведут необходимую рекультивацию как следует. Но по каким критериям вообще определяют, может ли компания работать с нашими недрами?
Заявиться на аукцион может любая компания, но она должна располагать оборудованием для геологоразведки, а также выполнить все требования по охране окружающей среды. А дальше — кто больше заплатит, объясняет Климович. Eсть еще один вариант: распределение объектов по конкурсу. Тогда предприятие дает социально-экономические гарантии региону, например, построить дорогу.