Доброе отношение к вахтовикам
Я, конечно, сама виновата в том, что не поинтересовалась расшифровкой буквы «Ж», которой на сайте российских железных дорог был помечен один из плацкартных вагонов поезда «Москва — Барнаул».
И радостно решила, что это женский вагон — по аналогии с женскими купе.
— Хм… Или женщины нынче не те пошли, или ты что-то напутала, — сказал мой провожающий, пристраиваясь в конец длинной очереди к вагону, состоящей преимущественно из помятого вида мужиков с огромными сумками и целлофановыми пакетами-«майками», в которых позвякивают бутылки.
Признать второе предположение моего провожающего я была не готова. Поэтому воинственно двинулась в сторону проводницы, где-то в глубине души все еще надеясь, что ошиблась не я, а все эти мужики, которые после моего вмешательства дружно развернутся и направятся к какому-нибудь другому вагону, а лучше — вместе со всеми своими бутылками — к другому поезду.
— Женский вагон? Ни разу о таком не слышала, — флегматично пожала плечами проводница, скучно скользнув по мне взглядом, и радушно улыбнулась через мое плечо одному из мужиков, протягивающих ей билет.
Вообще, доброе отношение проводников к вахтовикам (а в «женский» вагон набились именно они, сомнений быть не могло) — это притча во языцех. Сколько езжу в поездах, столько чувствую себя по сравнению с ними пассажиром второго сорта. Все внимание — вахтовикам. Проводники согласны стоять «на стреме» у тамбура, пока те курят, — чтобы не попались наряду транспортной полиции. Подсказывают, что алкоголь лучше переливать в не вызывающую подозрения тару или пить на перроне. Отбивают уже изрядно поддавших вахтовиков от других пассажиров, которые высказывают неодобрение по поводу поведения последних.
Ни в коем случае не хочу стричь всех под одну гребенку! Доводилось общаться в поездах с хорошими вахтовиками — работягами, отличными профессионалами, интересными собеседниками. Но даже они признавали, что большинство их соратников предстают пред лицом общественности — особенно пассажирской — не в лучшем виде, чем наводят тень на других, непьющих или пьющих, но в меру, людей, работающих вахтовым методом.
Признают тот факт, что вахтовики до сих пор создают немало проблем, связанных с общественным порядком в поездах, и транспортные полицейские. Особенно проблемное направление — это северное, говорит заместитель начальника тюменского линейного отдела МВД России на транспорте подполковник Александр Правосудов.
— Имеют место случаи, когда приходится высаживать из поезда нетрезвых, ведущих себя агрессивно пассажиров, — рассказывает Александр Николаевич. — Решение об этом принимает начальник поезда, наши сотрудники оказывают содействие.
Однако до крайних мер, по словам подполковника, стараются не доводить. Полицейские, дежурящие в поездах, проводят большую профилактическую работу — начиная с воспитательных бесед, заканчивая административными штрафами за распитие спиртных напитков, появление в общественном месте в нетрезвом виде и курение в неположенном месте.
По наблюдениям руководителя тюменского следственного отдела на транспорте СКР Сергея Салманова, профилактика дает свои результаты. Количество «пьяных» преступлений в поездах значительно сократилось по сравнению с прошлыми годами.
— Вообще-то, сейчас проводники тоже более серьезно относятся к обеспечению общественного порядка в вагонах, — считает Сергей Викторович. — Так как в ходе расследования уголовных дел мы всегда вносим представления об устранении условий и причин совершения преступлений.
В сознательности отдельно взятых проводников я имела возможность убедиться на обратном пути, когда милая женщина в свежей отутюженной форме «ржд» (вагон был фирменный) провела для меня инструктаж: оборудованием биотуалета пользоваться аккуратно, алкоголь не пить, в тамбур курить не бегать! Аж на душе потеплело. Даже забыла обидеться на то, что во мне увидели пьющего курильщика, разоряющего туалеты.
P.S. Кстати, буква «Ж», как выяснилось, обозначает, что в вагоне разрешен провоз домашних животных.