Выборы-1958
Окончание. Начало в N 174.
В отличие от своего тюменского предшественника Горячева Косов предпочел не ссориться с руководством местного УКГБ. Он часто встречался с тюменскими чекистами, разъясняя им особенности политического, экономического и социального состояния нашего края. К ним перед выборами в Верховный Совет СССР V созыва, назначенными на 16 марта 1958 года, он отнес рост численности избирателей, вызванный, в частности, начатым с августа 1955 года сокращением численности Вооруженных Сил СССР.
«К созидательному труду»
Из доклада министра обороны маршала Жукова в ЦК КПСС следовало, что тогда штатная численность армии и флота составляла 4815870 человек. Предлагалось сократить к 15 декабря 1955 года на 340000 человек за счет войск, выводимых из Австрии. Через год — еще 420000 человек, путем сокращения боевых подразделений во внутренних округах, тыловых и обслуживающих частей, учреждений и военно-учебных заведений».
Под «раздачу» попала дислоцированная в Тюмени, Ялуторовске и Ишиме 109-я гвардейская стрелковая Бериславско-Хинганская Краснознаменная ордена Суворова дивизия. Этим соединением командовал Герой Советского Союза генерал-майор Балдынов. Eдинственный бурят, ставший генералом во время Великой Отечественной войны. В Тюмени он пробыл недолго. Дивизию возглавил полковник Афонин. Недостаток специальных знаний он компенсировал высокой подвижностью, за что получил от подчиненных прозвище «реактивный». Уверенность в своих не всегда компетентных действиях ему придавало покровительство брата — 1-го заместителя командующего войсками Западно-Сибирского военного округа Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Ивана Афонина. В 1955 году «реактивному» комдиву присвоили генеральское звание и назначили военным комиссаром Тюменской области. А на 109-ю дивизию «сел» генерал-майор Шмуйло. Во время войны он командовал 10-й гвардейской казачьей кавалерийской Кубано-Слуцкой дивизией. После войны кавалерию как род войск упразднили и Шмуйло отправили в Тюмень. В наш город он приехал с группой офицеров-казаков, которых «мобилизовал» на заготовку тюменской древесины для своих земляков на Кубани. Разразился скандал: увлечение коммерцией грозило по тем временам для генерала партийным позором и судом. Но заступился маршал Буденный: Шмуйло ушел на пенсию, а дивизию расформировали.
Когда в октябре 1957 года на околоземную орбиту доставят ракетоносителем первый искусственный спутник, Хрущев удовлетворенно заявит членам Президиума ЦК КПСС: «.Следовало бы сейчас пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране даже без условий о взаимности со стороны других государств и на значительное сокращение личного состава вооруженных сил. Я считаю, что можно было бы сократить, может быть, на миллион, на полтора миллиона человек. Думаю, что такое новое значительное сокращение не подорвало бы нашей обороноспособности. Почему я считаю сейчас это возможным и неопасным? Мое такое мнение основывается на том, что, во-первых, мы сейчас достигли хорошего положения в развитии экономики Советского Союза; во-вторых, мы имеем прекрасное положение с ракетоносителем; мы, собственно говоря, сейчас имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы как дальнего, так и ближнего боя. Думаю, что сейчас было бы неразумным иметь атомные и водородные бомбы с ракетами и в то же время содержать большую армию. Надо вернуть к созидательному труду как можно больше из увольняемых военных. Разве это правильно держать столько людей под ружьем в век атомной энергии, в век реактивной техники, в век такого высокого расцвета науки? Надо об этом думать. Никакой дурак сейчас с нами в штыки сходиться не будет».
Новому составу Верховного Совета СССР предстояло принять 15 января 1960 года закон о сокращении армии и флота на 1200000 человек и уменьшении расходов государства на военные нужды. По западным оценкам, наименьшая численность Вооруженных Сил СССР будет достигнута к лету 1961 года — 3 миллиона человек. После отставки Хрущева 1 октября 1964 года начнется опять рост: к 1988 году численность Советской Армии и ВМФ составляла 4,2 миллиона человек.
Депутаты-герои
Мирный характер развития нашей страны в 50-е годы ХХ столетия сказался на количественном и качественном составе кандидатов в депутаты двухпалатного парламента от шести избирательных округов, образованных в Тюменской области.
По Тобольскому избирательному округу, в который по выборам в Совет Союза Верховного Совета СССР входили Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа, был заявлен первый секретарь Тюменского обкома КПСС Косов.
По Тюменскому — выдвинули кандидатом в депутаты директора школы-интерната Валентину Трофимову. Она родилась в 1912 году в Тюмени и продолжала семейную учительскую династию. После окончания в 1931-м году Тюменского педагогического техникума работала в школах Исетского района. В 1935-м поступила в Омский пединститут. Получила диплом учительницы русского языка и литературы, возвратилась в Тюмень, вела уроки в 5-й и 25-й средних школах. С 1945 года руководила местным педучилищем. В 1951-м ей присвоили звание Заслуженный учитель РСФСР. Несмотря на слабое здоровье, Валентина Федоровна все свои силы отдавала воспитанию детей и общественной работе. Избиралась в городской совет депутатов трудящихся, возглавляла правление областного общества по распространению политических и научных знаний. «Бывают случаи, — отмечалось в ее характеристике, — когда она доходит до полного упадка сил и лежит два-три дня, не вставая».
Ишимский избирательный округ представлял бригадир колхоза «Вперед к коммунизму» Сорокинского района Павел Бачурин. В своей анкете он указал, что «отца взяли в 1937 году по линии НКВД». Это обстоятельство являлось серьезным препятствием на жизненном пути. Сын нищенствовал, была репрессирована вся работящая семья Бачуриных из села Кривощеково: дядю Ивана расстреляли 13 февраля 1938 года в Омске, а отца Григория отправили на лесоповал, где он и сгинул. В 13 лет Павел перебрался в село Прокуткино, работал в колхозе, в 1951 году выучился на тракториста.
После ХХ съезда КПСС судьба отца не повлияла уже на решение инстанций о присвоении сыну звания Героя Социалистического Труда «за достигнутые успехи в освоении целинных и залежных земель, а также за успешное проведение уборки урожая и сдачи хлеба государству в 1956 году».
Кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР от впервые образованного Ялуторовского избирательного округа стал тракторист Таповского лесопункта Заводоуковского леспромхоза Александр Бревин. Вполне возможно, он мог охранять на невольничьем лесоповале Бачурина-отца, так как с 1940 по 1947 годы служил в конвойных войсках НКВД. От сверхсрочной службы в лагерном ВОХРе Александр Михайлович отказался и возвратился на лесоповал в родной Юргинский район. Через десять лет получил Звезду Героя Социалистического Труда «за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития лесной промышленности».
Своих кандидатов в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР выдвинули национальные округа. Ханты-Мансийск — первого врача-ханты Eлену Сагандукову (окончила в 1942-м акушерскую школу в окружном центре, а в 1950-м Омский мединститут). Салехард — председателя колхоза «Коммунар» Ямальского района Константина Вануйто. Через месяц после выборов был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников рыбной промышленности. Константину Альевичу присвоили звание Героя Социалистического Труда «за успешное выполнение государственных планов добычи и обработки рыбы в 1955-1957 годах».
Так, впервые в истории советского периода наш край представили в двухпалатном парламенте три Героя Социалистического Труда и Почетный гражданин города — учительница Трофимова. По своей общественной значимости это звание не уступало государственному признанию трудовых заслуг.