Говорящие фотографии
Передвижная выставка уличной и документальной фотографии Innervisions работает в городе до 9 октября.
Innervisions — это проект московского фотографа Андрея Тульнова, который представляет в разных городах снимки лучших фотографов-документалистов России. Экспозиции проекта — словно условные порталы, которые переносят зрителей в любое пространство и время.
В Тюмени таких порталов два. Один открылся 16 сентября в музее изобразительных искусств, другой — 17 сентября в информационно-библиотечном центре ТюмГУ.
Правда, наибольшую часть работ должны были выставить в арт-пространстве «Дом печати», но, к сожалению, эта площадка оказалась не готова принять экспозицию. Однако работы, приготовленные для этого, уже третьего портала, позднее можно будет увидеть в центре ТюмГУ.
В музее ИЗО в рамках проекта — персональные выставки Александра Слюсарева, Артема Житенева, Александра Гроусса и Андрея Крашеницы. На их открытие пришли в основном тюменские фотографы — для них проект важен. Он — связующее звено между всеми российскими фотохудожниками: позволяет взглянуть по-другому и на себя, и на окружающих. На собственные работы и на снимки коллег.
А мне как простому зрителю хочется понять по карточкам настроение и чувства авторов. Несмотря на то, что это выставка документальной фотографии и отражает реалии окружающего мира, фотографу все равно никуда не спрятаться. Например, Александр Гроусс узнаваем благодаря людям, которые на его снимках — всегда в движении, но движение это всегда незавершенное.
Или несколько слов о работах Житенева. Фотограф снимает с 1988 года и считает, что уличная фотография — это, прежде всего, абстракция. Она не очень востребована, потому что, по мнению фотографа, безыдейна. Но и в этом жанре есть изюминка: фотографу надо запечатлеть то, что не замечают другие. Именно этим он и занимается.
Eго снимок с отдыхающими балеринами заставляет людей остановиться. На подписи нет предыстории, и зритель волен интерпретировать фотографию, как пожелает. Я отгадываю теплую дружбу, духовную близость балерин. Они подруги не от «нечего делать», а объединены общей страстью — балетом. За окном льет дождь, на полу — брошенная пачка. Должно быть, ее в перерыве между выступлениями второпях скинула балерина. Как все это мило, органично, с оттенком светлой грусти. Многие видели балет, но мало кто замечал балерин за кулисами, в ожидании репетиции или выхода на сцену.
. А в информационно-библиотечном центре (где, напомню, открылась еще одна выставка-портал) — экспозиция, составленная из работ разных авторов по темам «частная жизнь» и «городское пространство».
Здесь много забавного. Комический эффект фотографы создают при помощи контраста. Например, нельзя не остановиться у снимка Альберта Шара. На нем — бабушка, которая как маленькая девочка качается на качели и при этом как взрослая сурово смотрит в объектив. Будто хочет сказать: «Чего уставился? Качаюсь, да. А ты своим делом занимайся».
Не менее интересны снимки города. Гости выставки замечают на них знакомые места, но не сразу. Лишь спустя время доносится: «Это же Израиль, я помню». С одной стороны, находить на карточках то, что когда-то видел своими глазами, приятно. Просыпается ностальгия. С другой — видеть незнакомые места еще интереснее.
Мне жаль, что не удалось познакомиться с авторами этих работ, они вместе с выставкой не ездят. Точнее, познакомились заочно — по их фотографиям.
Но на этом проект Innervisions не заканчивается: горожан, интересующихся фотоискусством, ждет трехдневный мастер-класс, который проведет 7 — 9 октября российский фотограф Вивиан Дель Рио. Девушка поможет разобраться в нюансах уличного жанра и особенностях работы с ним. Фотографы смогут отработать полученные знания на практике и услышать комментарии Вивиан.
***
фото: «Частная жизнь», Альберт Шар;Фотографы — главные гости выставки;Андрей Тульнов в музее изобразительных искусств.