Нанотехнологии в реальной жизни
«Я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке», — кричал доктор Айболит в ответ матери-зайчихе, пожаловавшейся, что ее мальчик-зайчик попал под трамвайчик.
Мда. В детстве этот момент сказки не вызывал особых эмоций, зато взрослому от него непременно должно стать не по себе.
Может быть, это от того, что взрослые, в отличии от детей, знают, что доктора, даже самые лучшие, — не волшебники? Правда, с развитием современных медицинских материалов и технологий, врачи все ближе к тому, чтобы творить чудеса.
Конечно, слово «нанотехнологии», скорее, ассоциируется не с детской сказкой, а с подростковым фантастическим фильмом, не все ли равно, если «нано» — это всегда что-то новое и обладающее потрясающими свойствами. Как, например, особое покрытие, наносимое на протезы костей и суставов и позволяющее сохранить родную кость, соприкасающуюся с протезом, в практически неизменном виде.
Дело в том, что кость в месте соприкосновения с протезом подвергается механическому воздействию — они трутся друг об друга. Из-за этого иногда (не так редко, как хотелось бы) возникает крайне неприятный процесс — остеолиз: сперва из тканей кости вымываются минеральные вещества, затем подключаются ферменты, и пострадавшая часть кости просто. растворяется, даже не заменившись никакой другой тканью. Это, мягко говоря, не очень хорошо. В частности и потому, что из-за этого смещается протез.
Врачи во всем мире давно искали, как можно такого поворота событий избежать. И, кажется, нашли. В Тюмени профессор Константин Сергеев и его студенты с кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсом детской травматологии медицинского университета экспериментировали несколько лет и придумали кальций-фосфатное покрытие, которое наносится на титан. Об этом профессор Сергеев рассказал на состоявшемся недавно симпозиуме «Актуальные проблемы травматологии и ортопедии».
— По сути, мы используем нанотехнологии, — говорит он. — Кальций-фосфатные кристаллы очень малы, размером приблизительно со среднюю молекулу. Металл — инородное вещество, часто кость возле него «рассасывается», особенно, если пациент страдает остеопорозом. А мы обманываем природу — наносим состав, поверхность которого, наоборот, очень привлекательна для местного обмена веществ костной ткани. И кость не разрушается, она начинает восстанавливаться!
По словам профессора Сергеева, пациентов, получивших такой «нанопротез», после операции не беспокоят боль и воспаление.
… Интересно, как на конгрессах и симпозиумах можно наблюдать «развитие науки здесь и сейчас»: вот наш тюменский врач придумал новое покрытие для протезов; вот его чешский коллега рассказывает о системе компьютерной навигации, позволяющей этот самый (или любой другой) протез внедрить в тело пациента с ювелирной точностью.
Доктор Томаш Томаш был выбран лектором, потому что он работает с ортопедической навигационной системой тринадцать лет и может не только рассказать, но и продемонстрировать наглядно — на заранее подготовленных макетах костей.
— Операции по замене суставов требуются все более молодым пациентам, — рассказал чешский врач. — И, разумеется, они желают не просто улучшения качества жизни, но полного возращения к тому состоянию, в котором пребывали до болезни. Именно поэтому они выбирают процедуры под контролем навигационной системы и предъявляют к ней очень высокие требования.
Доктор Томаш Томаш также отметил, что более точная установка имплантата позволяет не только избежать многих осложнений и побочных эффектов, но и повышает срок службы самого протеза, который хоть и сделан из титана, но все же не вечен.
Как пояснил Игорь Катренко, заведующий травматологическим отделением N 2 взрослого стационара ОКБ N 2, в их клинике хирурги специализируются на эндопротезировании коленных и тазобедренных суставов, стремятся добиться максимального результата и потому тоже пользуются навигационной системой — правда, начали ее применять только в этом году, но зато прооперировали уже два десятка пациентов.
— Компьютерная навигация особенно важна в тяжелых случаях, когда нельзя ошибиться ни на миллиметр, — пояснил Катренко.